За 6,5 лет своей деятельности Брянский филиал Россельхозбанка вложил в экономику области свыше 38 млрд. рублей, что сравнимо с полуторагодичным бюджетом всего региона. На эти средства построены десятки больших и сотни малых объектов, в основном высокотехнологичных и энергонасыщенных предприятий. Как корпоративный бизнес решает сегодня проблемы занятости на селе, и какова доля участия в этом малого бизнеса? Тему социальной ответственности развивает директор Брянского филиала Россельхозбанка Андрей Седов.
— Андрей Александрович, вас не смущает сама постановка вопроса?
— Немного — да. Банкирам не присуще вторгаться в такие темы. Наше поле деятельности – инвестиции, кредиты, вклады, проценты…
— Россельхозбанк занимает второе место в стране по развитию филиальной сети. И говорят, что он наиболее близок к простым людям. Ему присуще решать те вопросы, которые зачастую не решаются другими банками, а стало быть, и социальная ответственность вашего банка высока.
— Насчет расстояния к простым людям не мне судить, но что социальная ответственность нашего бизнеса стоит на первом плане, вы не ошиблись. Россельхозбанку на роду было написано заниматься проблемами села, кредитуя деятельность крупных агропромышленных предприятий, малых форм хозяйствования, индивидуальных предпринимателей. При этом мы не забывали и не забываем про злободневные нужды и потребности жителей российской глубинки. Брянский филиал Россельхозбанка вот уже 6,5 лет успешно завоевывает эту нишу на финансовом рынке. И постепенно расширяет ее, оказывая финансовую поддержку в последние два года предпринимателям, живущим в городах, и городскому населению.
— Давайте поразмышляем: насколько российский капитал близок к насущным проблемам простых людей, к их нуждам и запросам?
— У нас каждый банковский продукт является отражением часто повторяющихся ситуаций в реальном производстве. Но этого мало. Мы постоянно встречаемся с предпринимателями, беседуем с ними за «круглым столом» и в результате совершенствуются условия кредитования. Поэтому наш каждый продукт сориентирован на злобу дня. Средства Брянского филиала Россельхозбанка несомненно направлены на решение насущных проблем бизнеса и людей. А насчет всего российского капитала могу сказать так: пусть этой проблемой занимаются социологи и ученые. Им есть над чем задуматься.
— И нам тоже. Каждый раз вы смотрите в бизнес-планы заемщиков. Что вы видите в них в первую очередь, а что во вторую и замечаете ли цифры, скромно набранные в конце бизнес-плана: столько-то будет рабочих мест?
— Скажу Вам так: не в каждом бизнес-плане они есть. Но и для нас они не главные. Мы наоборот смотрим: насколько автоматизированы процессы труда? И чем меньше ручного труда, тем лучше. Но как бы мы не хотели стремиться к высоким технологиям, все равно присутствие людей на любом производстве не исключается. И мне приходится всегда сравнивать: инвестиции-прибыть-количество работающих. Слишком много обслуживающего персонала – тоже не хорошо. Предприятие-робот – куда лучше. Но и здесь не обойдется без человека. Любой бизнес в той или иной степени должен и обязан давать рабочие места, особенно там, где есть людские ресурсы. Занятость населения, прежде всего, упирается в проблему закрепления молодежи на селе. Там, где юноши и девушки не пополняют ряды праздношатающихся, там и социальная ответственность большого и малого бизнеса видна невооруженным глазом.
— Андрей Александрович, любой Банк заинтересован в том, чтобы у простых людей было как можно больше своих сбережений. Чтобы они хранили их не в чулке, не в банке из-под соленых огурцов, а в банковской ячейке. Как в этом плане у Вас? Насколько доверяют Россельхозбанку люди свои сбережения?
— Мы большое внимание уделяем привлечению финансовых ресурсов. Сегодня у нас в действии «Свой вклад», с растущей ставкой. Он будет актуален с апреля по октябрь.
Наши вкладчики уверены в том, что их сбережения не потеряют в весе. Это свидетельствует о том, что мы не разучились вести целенаправленную работу — привечать клиентов. Не только информировать их о своих продуктах, но и помогать им получать доходы от вкладов. Мы не навязываем свою волю никому. Но работодателям, нашим же клиентам, даем понять: лучший вклад не в золото, не в недвижимость, а хорошие отношения с рабочими. Это аксиома, которой придерживается весь бизнес на Западе. И там хозяева не ущемляют в зарплате своих рабочих. У нас же, к сожалению, много примеров противоположных. На ряде предприятий в городе и на селе зарплата застыла на уровне 90-х годов. И не зря губернатор Брянской области Николай Васильевич Денин часто на заседаниях напоминает руководителям: «Повышайте зарплату коллективам. Не скромничайте в этом плане, не жадничайте».
— Андрей Александрович, все, о чем мы до сих пор говорили, касается в большей степени корпоративного бизнеса.А какова роль малого предпринимательства на селе? Оно проявляет хоть какую то социальную активность?
— Несомненно. Любой фермер обеспечивает работой 30-50 человек, а есть и 150 человек. Владельцы личных подсобных хозяйств строят свой бизнес на родственных отношениях. Но и они сейчас все острей ощущают необходимость расширять производство, нанимая людей. Потому что растет конкуренция. И там, где власти на местах активно поддерживают малый бизнес, там он все больше создает рабочих мест и принимает участие в социальных проектах. Приводятся в порядок колодцы и водоемы, ремонтируются дороги, благоустраиваются скверы и парки… Да, бизнес — не благотворительная организация, но на нем лежит печать ответственности за все происходящее вокруг также, как и на власти…
— Мы, кажется, подошли к самому главному, а какое оно, типично-европейское или ярко выраженное наше лицо предпринимательства?
— Я скажу так: положительного образа, имиджа ему не достает, хотя и черты безликости уже ушли в прошлое. На мой взгляд, нашему бизнесу очень не хватает внутреннего света. Цивилизованный бизнес должен быть ярким, стремительным, не держаться в тени, тем более не выглядывать на мир из-за высоких заборов, а шагать в ногу с народом, в ногу со временем.