На совещании, которое губернатор Николай Денин провел за день до Нового года, с докладом о предварительных итогах бюджетного года выступила заместитель губернатора Елена Локтикова. Бюджет области в последнее время — это главная тема для оппозиционеров разного рода: и дефицитный он, и область чуть ли не банкрот, и зарплаты всем будут урезаны после Нового года. О бюджете, так сказать, из первых рук — от председателя бюджетного комитета облдумы Бийгиши Бадырханова.
— Итак, Бийгиши Мухтарович, что в действительности представляет бюджет региона на следующий год? Много о бюджете выборного года говорится — он и такой, и сякой, и дефицитный и область — банкрот, и т.д. Что в реальности?
— Тем, кто рассуждает о банкротстве, могу посоветовать: вникайте в принципы формирования бюджета.
Бюджет тяжелый — это не секрет. Но тяжелый он только в одном параметре — в исполнении наших обязательств по «майским указам президента». Объём достаточно серьезный. Эти расходы при принятии прежних трёхлетних прогнозных бюджетов не были спрогнозированы на бюджет 2013 года. Но выполнять президентские указы необходимо — и, естественно, нам под это пришлось занимать деньги, привлекать ресурсы.
— Налоговики утверждают, что плюс ко всему, ещё образовались и выпадающие доходы…
— Начнём с начала, с параметров бюджета. 30 миллиардов 37 миллионов — доходная часть, 30 миллиардов 637 миллионов — расходная часть. 600 миллионов дефицит. Объем собственных доходов бюджета 2014 года — 19 миллиардов рублей. Кстати, объем собственных доходов 2013 года было тоже 19 миллиардов, а исполнение 2013 года — около 18 миллиардов рублей. Рассказываю почему. Около двух миллиардов, даже с копейками ушло из бюджета налога на прибыль — в связи с изменением части 1 и части 2 Налогового кодекса, принятия закона о создании консолидированных групп налогоплательщиков. У нас через эти консолидированные группы «выпали» нефтепровод «Дружба» — через «Роснефть» и Брянский машиностроительный завод — через «Трансашхолдинг». Теперь этот налог на прибыль платится по месту «прописки» головной компании. Т.е. 2 миллиарда из запланированных 19 миллиардов в текущем году ушло, получается, что собственные доходы в 2013-м должны быть в сумме 17 миллиардов. Но будет 18 миллиардов — это говорит о том, что мы все-таки миллиард добрали.
— За счёт чего?
— За счёт главного для нас налога — налога на доходы физических лиц, который увеличивается в динамике, и имущественных налогов — транспортного налога, налога на имущество, акцизов — на ГСМ, на спиртосодержащую продукцию. То есть парадоксальная вещь — собственная доходная часть бюджета в динамике увеличивается, несмотря на то, что ушло 2 миллиарда. С учетом такого прогноза мы запланировали на 2014 год 19 миллиардов и уход двух миллиардов нас не сразил. Конечно, это тяжело два миллиарда — это не 20 миллионов рублей.
— С этим связана и «налоговая» законодательная инициатива, принятая Брянской облдумой на последнем в этом году заседании?
— Конечно. Я присутствовал на парламентских слушаниях в Совете Федерации, в Государственной Думе, где докладывали министр финансов, глава Центробанка, руководитель Счетной палаты. На этом уровне уже озвучивают вопросы возвращения регионам ушедшей прибыли. От нас всего 2 миллиарда ушло, есть регионы, где ушли десятки миллиардов. Поэтому мы и выступили со своей инициативой — вернуть части 1 и 2 Налогового кодекса в первоначальное состояние. Это, можно сказать, моя личная инициатива, выдвинутая от имени бюджетного комитета. У нас идея — может быть, и не нужно возвращать стопроцентно то, что ушло, но, извините, так нельзя с регионами работать. Взяли и ту часть прибыли, которая в регионе оставалась — забрали.
— Из-за этого пришлось брать кредит?
— Кредиты. Но опять же — принципы формирования бюджета. Сейчас дефицит в 600 миллионов. По Бюджетному кодексу дефицит может составлять до 15% собственных доходов. Если у нас собственные доходы 19 миллиардов, то 15% – это 2,7-2,8 миллиардов. У нас 600 миллионов. Какое может быть банкротство, о котором трубят противники бюджета?
И второе. Крики о том, что у нас очень высокий предельный уровень государственного долга. По этому вопросу говорю, у нас около 9 миллиардов государственного долга на сегодняшний день — бюджетные гарантии, бюджетные кредиты, которые мы выдаем муниципальным образованиям. Так вот, опять же, по бюджетному кодексу, предельный уровень государственного долга может составлять 100% к объему собственных доходов. Т.е. 19 миллиардов. А у нас? 9 миллиардов. Нет даже 50%. это достаточно безопасный и предельный уровень долга. Больше не нужно эту тему дальше развивать.
На тех же парламентских слушаниях говорилось о том, что процентов 60 регионов имеет предельный уровень выше 50%, есть десятки, которые приблизились по уровню долга к 100 процентам собственных доходов. Мы же никогда не росли больше 45-49 процентов, а так вообще 30-35 процентов от предельного объема долга.
— То есть никакое банкротство области не грозит?
— Да. Говорить о банкротстве области, мягко скажем, непрофессионально и некорректно. Цифры упрямая вещь. Вот, например, объем доходной части бюджета. Мы приняли доходы на этот год в размере 30 миллиардов 37 миллионов, а прошлогодний объем, если кто знает, составлял 28 миллиардов. А исполнение бюджета текущего года на сегодня почти 38 миллиардов. Пришли дополнительные трансферты, особенно, конечно, по линии, по отрасли сельского хозяйства — при финансировании этой отрасли из областного бюджета в 1,7 миллиарда рублей, по софинансированию на сегодняшний день пришло около 6,5 миллиардов.
Так что лично я не вижу абсолютно никакой критичности в бюджете. Дефицит совершенно управляемый. И на мой взгляд — дефицит вообще-то подстегивает работу по бюджетному процесса в любом государстве, регионе и т. д.
— То есть всегда надо искать новые доходы?
— Конечно. Мотивирует. Дефицит — это не катастрофа.
— А уже есть субсидии, которые заложены в бюджет-2014?
— Есть, но не все. Далеко не все. Мы приняли свой бюджет раньше, чем был принят бюджет страны в третьем чтении — 24 ноября. Поэтому все межбюджетные трансферты из федерального бюджета, субсидии в нём — это первоначальные прогнозные цифры, которые, естественно, будут меняться в сторону увеличения. Пока трансфертов заложено 10 миллиардов. В бюджете-2013 трансферты по исполнению — 18 миллиардов, почти столько же, сколько собственные доходы.
— Что в бюджете по отраслям?
— По отраслям. На образование в текущем году было выделено около 7 миллиардов, на следующий год заложено 8 миллиардов. На здравоохранение — в текущем году было выделено 5,5 миллиардов, на 2014 год — заложено 6 с копейками миллиардов. Социальный сектор, который занимает и здравоохранение, и образование, и пенсионные расходы, и все остальное — 69,4 процента из общего объема бюджета. Многие говорят, что у нас нет бюджета развития. Соглашусь — бюджета развития в том объеме, в котором мы хотим, у нас нет. Но мы развиваем его. У нас ни один объект, который был спрогнозирован и заложен — не заморожен. Да, его не строим темпами, которыми хотелось бы, но не заморозили. Это позиция губернатора. Я её поддерживаю, она правильная. Ну уж если мы начали и потратили несколько десятков миллионов на объект, надо его потихонечку двигать и завершать.
— Например?
— Ну, к примеру, новый объект в Володарском районе — бассейн. Он завершается строительством. Объект в Бежице — теннисный корт — 30 с лишним миллионов в него уже вложено. Лицей №27 — три этажа выгнали — его надо завершать. Ну так и дальше – у нас есть перинатальный центр в областной больнице. У нас есть поликлиники в Жуковском районе. Много на выходе объектов, которые надо завершать. Естественно этот процесс должен двигаться. Понятно, что ничего критичного в этом бюджете нет.
Другое дело — повторюсь, появились обязательства, которых не были в прогнозе 2913 года, мы их обязаны исполнить. На парламентских слушаниях в Совете федерации Валентина Матвиенко в жесткой форме сказала министру финансов: Вы знали, что президент закладывает эти указы, а регионам не обеспечили финансирование. Вот регионы сейчас изгаляются кто как может, чтобы выполнить указы, а выполнить обязаны.