ФСБ объявила о задержании в Крыму боевиков «Правого сектора», планировавших теракты в Севастополе, Ялте и Симферополе, сообщает РИА «Новости» со ссылкой на Центр общественных связей ФСБ России. Всего эта кристаллизовавшаяся на майдане организация насчитывает на Украине 375 тыс. потенциальных сторонников.
Следственное управление ФСБ расследует уголовное дело в отношении членов «Правого сектора», «осуществивших в составе террористического сообщества приготовление к совершению террористического акта — взрывов в ночь с 8 на 9 мая 2014 года самодельных взрывных устройств возле «мемориала Вечного огня» и памятника Ленину в Симферополе, а также поджогов офисов общественной организации «Русская община Крыма» и представительства партии «Единая Россия» в Симферополе».
О количестве задержанных не сообщается, так же, как не сообщается и поимённый состав. Однако известно, что среди задержанных — украинский режиссер Олег Сенцов. Он был задержан 11 мая и тоже оказался членом группировки «Правый сектор». Как сообщает РИА «Новости» со ссылкой на ЦОС ФСБ России, режиссер оказался в числе лиц, осуществивших в составе террористического сообщества приготовление к совершению теракта в Симферополе.
В настоящее время, согласно официальной информации, задержанные дают признательные показания об участии членов «Правого сектора» в организации терактов в Крыму с целью дестабилизации общественно-политической обстановки в регионе и «оказания воздействия на принятие решения органами власти России о выходе Крыма из ее состава».
С самого начала «майданной революции» и по сей день «Правый сектор» остаётся неким «информационным пугалом», которое используется в сообщениях к месту и не к месту. Несмотря на то, что лидеры этой организации — Дмитрий Ярош и Олег Тягнибок — на президентских выборах не набрали вместе и 2%, идеи радикального национализма, неонацизма пустили на Украине такие глубокие корни, что в принципе национализм — это мейнстрим современного украинского общества. Сам «Правый сектор» нынешняя украинская власть, которая быстро перехватила его националистическую риторику, пытается перемолоть в «антитеррористической операции» в Донецкой и Луганской областях, чтобы не допустить нового «майдана 3.0» (тут со старым бы разобраться).
Итак, что такое «Правый сектор»? считается, что это — националистическая организация, созданная на базе «Тризуба», и «УНА-УНСО», связана с партией «Свобода» и некоторым количеством небольших региональных организаций, в т.ч. фанатских. Кристаллизовался он именно на майдане в конце января-начале февраля. Интересно, что никто не задавался вопросом, почему именно «Правый сектор»? Почему не «Национальное ополчение», что было бы логичнее? Потому что, согласно показаниям задержанного брянскими фээсбэшниками в конце февраля Владислава Ципцина (московский «чоповец», добровольно отправился на майдан, даже «служил» там в 24-й сотне), среди майдановцев существовал и «Левый сектор» — анархисты, леваки и прочие сторонники перманентной революции. Разделившись по политическим пристрастиям, майдановцы в дальнейшем пошли разными путями — правые и националисты с нацистами сумели организоваться и стали ядром событий на улице Грушевского, наиболее активно противостояли «Беркуту» на Майдане (наряду с «Самообороной Майдана») и сейчас противостоят сторонникам федерализации Украины в составе воссозданной нацгвардии. А вот леваки сорганизоваться не сумели — но остались на майдане (и, возможно, мы о них тоже услышим, если эта анархическая братия сможет договориться между собой).
Интернет-команда basilisklab провела исследования 400 тысяч сторонников «Правого сектора» через анализ аккаунтов в официальной группе «Правого сектора» в социальной сети Вконтакте (наиболее популярная социальная сеть среди сторонников этой организации). Проанализированные характеристики: пол, возраст, место жительства, музыкальные вкусы, интересы, активность в интернете. Краткий портрет типичного члена «Правого сектора» — бойца, «пушечного мяса» («отцы-командиры» в расчёт не берутся) — таков.
Всего «Правый сектор» насчитывает 375 тыс. потенциальных сторонников. Из них 15 тыс. — активисты. Эти люди — активисты — живут в основном в западных регионах Украины и в Киеве. Они — националисты, бандеровцы, футбольные фанаты, сторонники «УНА-УНСО» и националистической партии «Свобода». Их типичный возраст 18-19 лет (вполне призывной и дурной — именно поэтому их толпами гонят зачищать Донбасс), 70% из них мужчины, студентов немного, слушают «революционную» музыку, ядро сообщества достаточно плотно связано.
Директор Фонда развития институтов гражданского общества «Народная дипломатия», руководитель Международной организации по наблюдению за выборами CIS-EMO в 2003-2013 годах, российский политолог и журналист Алексей Кочетков в интервью информационному порталу RuBaltic.ru считает, что националистическая идеология на Украине насаждалась с начала 90-х годов, так как реализация подобной идеи сплочения граждан не требовала от руководства страны больших усилий. Аналитик подчеркивает, что особенно сильно влияние националистической идеологии сказалось именно на молодежи.
«Если внимательно посмотреть учебники, начиная от школьных и заканчивая вузовскими, то все учебники, выходившие с начала 1990 годов, буквально пропитаны этими идеями», — заявляет эксперт. По мнению аналитика, радикально настроенный майдан вообще и «Правый сектор» в частности — это прямое следствие реализации «нового украинского мифа».