Первые $7 млн. выделило украинское правительство на первый этап реализации проекта по «Стена». Строить стену между Украиной и Россией начнут на границе Черниговской и Брянской областей — как раз от Монумента Дружбы, сообщает корреспондент REGTime.
На границе Украины с Россией начали сооружение, как их называют в украинском правительстве, комплекса оборонных объектов «Стена». Сначала «обустроят» границу от Черниговской области до севера Луганской. Т.е. начнут с границы между Брянской и Черниговской областями — аккурат от Монумента Дружбы на стыке трёх границ.
Де-факто премьер-министр Украины Арсений Яценюк заявил, что выделил сумму,
эквивалентную $7 млн. — первый транш средств, которые необходимы для возведения «Великой украинской стены». Строиться она будет в два этапа. На первом планируется «обустройство границы» в Черниговской, Сумской, Харьковской и частично Луганской области. Общая протяженность этого участка составит 500 километров.
Предполагается, что на сухопутном участке будут построены контрольно-световые полосы, раскопаны земляные рвы и внедрены различные системы оптико-электронного наблюдения. Как ожидают украинские власти, эти сооружения будут препятствовать движению транспортных средств и автомобилей с территории России. На морском участке границы будет единая система оптико-электронного наблюдения, а также фортификационные сооружения, которые не допустят осуществления беспрепятственной высадки на территорию Украины.
В действительности, чтобы оградиться от России реальным сооружением, у Украины не хватит денег и бетона. Поэтому строить будут оборонительную линию попроще — со рвами в два метра глубиной и до четырех метров в ширину. Тут же сделают земляные насыпи. Вдоль всей «Стены» натянут колючую проволоку, параллельно проложат грунтовую дорогу для перемещения украинской боевой техники. А еще вдоль всей границы установят через каждые двадцать километров смотровые вышки. Будет даже «Стена» между материковой Украиной и Крымом — правда, похоже, без рва. Пограничникам собираются закупить новую военную технику, специальное снаряжение, средства контроля и фиксации правонарушений.
Автор идеи создания «Стены» — губернатор Днепропетровской области Игорь Коломойский — носился с ней ещё в июне, когда предложил на приграничной территории установить стальной забор с колючей проволокой, по которому пустить ток, а подходы к нему укрепить рвами и заминировать. Он предлагал реализовать проект за счет днепровских бизнесменов. Тогда его зам Борис Филатов оценивал строительство в 100 млн. евро и рассчитывал, что осуществить его можно будет за пять-семь месяцев. Кабмин во главе с Яценюком, решили пойти дальше и не ограничиваться «колючкой». Правительство, утвердив проект 5 сентября, замахнулось на строительство чего-то вроде «линии Маннергейма» (кое-кто предлагает назвать ее «линией Гелетея»). Украинские авторы творчески развили проект — в Интернете стали появляться графические изображения «стены» на манер Великой китайской с башенками и бойницами. Правда, стоимость «линии Гелетея», конечно же, будет намного выше. Где взять деньги — неясно.
Однако, со строительством такой «Стены» есть ряд технических и юридических сложностей. Во-первых, Украина и Россия так и не проводили демаркацию границы. Поэтому где ставить «Стену», не очень понятно: придется либо «с запасом» отодвигать ее вглубь Украины, или рисковать залезть на чужую территорию, дав повод соседу ее разрушить на «законных основаниях».
Во вторых, комитете Госдумы России по вопросам науки считают, что строительство стены может нанести ущерб флоре и фауне пяти российских регионов, где близко к границе расположены заповедники. К таким регионам относится и Брянская область. «В самом худшем варианте, если капитальная стена на границе действительно появится, ущерб будет нанесен сумскому Деснянско-Старогутскому национальному парку. Они очень рассчитывают на нашу популяцию медведей, которую мы восстанавливаем в Брянской области, — рассказала ИТАР-ТАСС пресс-секретарь заповедника «Брянский лес» Екатерина Пилютина. — У нас хороший генетический потенциал этих зверей. Сумским медведям наши медведи нужны как доноры генов, как источники свежей крови в потомстве», — пояснила она. Что касается копытных животных — лосей, косуль, зубров, — то они, по словам Пилютиной, «постоянно переходят границу в поисках корма». Поэтому животным после возведения «Стены» придется менять привычные ареалы обитания и миграции.
В-третьих, вряд ли с энтузиазмом на строительство такой «Стены» отреагируют жители пограничных российских и украинских сел. Поскольку на многих участках границы ее в физическом смысле не существует, украинцы и россияне часто ходили друг другу в гости ли в лес по грибы в обход погранпереходов. Да что там говорить, в Луганской области есть поселок Меловое. Так вот, одна его часть находится на Украине, другая в России, где он называется поселок Чертково. Пограничной линией служит улица Дружбы народов, проходящая примерно посредине. Вряд ли украинский кабмин решится разделить соседей рвом или колючей проволокой, ну, а раз Стена получится дырявой, то нужна ли она вообще? Зато навредит отношениям двух стран она обязательно — это ведь только кажется, что хуже уже эти отношения уже быть не могут. Очень даже могут. Украинский политолог Олег Пастернак говорит, что строительство объекта станет сигналом того, что «холодная война» между Украиной и Россией объявлена на долгие годы. «Проблема геополитической уязвимости Украины не будет решена… Проект «Стена» носит не столько военно-стратегический характер, сколько символический. «Стена» может стать атрибутом новой «холодной войны», как и Берлинская стена, возведенная в 1961 г. в послевоенной Германии», — отмечает Пастернак.
Кстати, кроме выполнения своей основной функции, «Стена» может стать еще в какой-то степени и «культовым» сооружением, этакой российско-украинской «Стеной Плача».