Брянский врио губернатора Александр Богомаз поручил исключить в области посредников между производителями и торговыми сетями и потребовал, чтобы продукты для учреждений образования закупались только у местных производителей. Между тем, сами местные производители не горят желанием поставлять продукты для питания детей — им это невыгодно, но законы предвыборной кампании неумолимы, сообщает корреспондент REGTime.
Вся последняя неделя зимы прошла у брянского врио губернатора Александра Богомаза под знаменем борьбы за права местных производителей. В начале недели он заявил, что между производителем и торговыми сетями в регионе слишком большое количество посредников, и, по его словам, именно этот факт и становится причиной резких скачков цен на продукты.
Чуть ранее возглавляемая ныне стародубским «журналистом» Александром Касаминским «Брянская учительская газета» обвинила городские власти в нежелании «приобретать товар у местного производителя» и «обращении к посредникам», что, вроде бы как заставило повысить цену на питание в школах на 30%.
А в конце недели г-н Богомаз выступил в роли искреннего лоббиста брянских предприятий (мебельного концерна «Катюша» и Жуковского мотовелозавода), призвав заменить торги гарантированными госзакупками и обнулить пошлины на импортные комплектующие (на которых построено производство на этих заводах): «Мебельщики (дятьковская «Катюша» — Ред.) обеспечивают достойное качество своей продукции, которая не уступает зарубежным аналогам. Им и надо отдать государственный рубль». Информация о выступлении врио губернатора подавалась в пятницу под грифом «Срочно!»
И одновременно 25 февраля региональным отделением «Единой России» объявлено начало предварительного внутрипартийного голосования по определению кандидатур для выдвижения на должность губернатора Брянской области (острословы перефразируют старую «путинскую» шутку — «13 сентября состоятся выборы Александра Богомаза губернатором Брянской области»).
Все три посыла врио укладываются в логику начала избирательной кампании — громкие заявления, борьба с кризисом, отстаивание интересов местных производителей, решительность и твёрдость и т.п.. Например, твёрдо заявлено, что из цепочки «производитель — покупатель» необходимо полностью исключить посредников. И дано поручение директору департамента сельского хозяйства Борису Грибанову собрать за одним столом производителей и представителей торговых сетей региона с «целью заключения долгосрочных контрактов между сторонами и исключение из цепочки многочисленных перекупщиков и посредников». «Проговорите со всеми: кто готов заключить долгосрочный контракт на поставки напрямую, по себестоимости. Я уверен, не откажется никто. И проблемы не будет как минимум год. Производителям — гарантия сбыта, а людям — низкие и стабильные цены», — заявил г-н Богомаз.
В реальности положение несколько иное. Буквально на следующий день после заявления г-на Богомаза крупнейшие розничные сети из Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) — «Магнит», «Ашан», «Дикси», Metro Cash & Carry, «Лента», X5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») — подготовили и направили в ФАС проект соглашения, фиксирующего розничные цены на социально значимые продукты питания на 2 месяца. Достигнуть такого результата крупные ритейлеры смогли только при заморозке цен на товары поставщиками. Столичные торговые сети могут позволить себе диктовать условия производителям. «Заморозить цены они смогли только благодаря тому, что поставщики им заморозили цены. По-другому никак не может быть. За свой счет никто не будет этого делать. Сети, заявившие о заморозке цен весьма крупные, они имеют сильное влияние», — заявил руководитель проекта розницы региональной сети супермаркетов «Три кота» Андрей Солониченко.
Парадокс, но среди поставщиков торговых сетей доля брянских производителей крайне невелика даже в Брянской области — тот же «Магнит» имеет самую большую сеть супермаркетов в регионе и огромную сеть предприятий, выпускающих продукцию под его брендом с пометкой «Сделано для ЗАО «Тандер». Красивые и грустные глаза главы Брянской области — не повод отказываться от многомиллиардного налаженного бизнеса.
Остаётся только идея, которую пытались реализовать в Орле — сеть магазинов «шаговой доступности» в которых была бы представлена продукция местных производителей. В Орле под брендом «Родная деревня» было открыто около трёх десятков небольших магазины модульного типа, где всегда можно было купить свежие местные овощи, мясо, масло. И плюс, конечно, ярмарки выходного дня, которые активно продвигал прежний губернатор. А сети работают, как правило, без посредников — и с теми, кто даёт минимальную цену при максимальном качестве.
Проблема возникает и со вторым посылом г-на Богомаза — о необходимости для муниципальных учреждений образования и здравоохранения работать по закупке продуктов исключительно с местными производителями. Эти самые производители, о которых так печётся г-н Богомаз, не слишком жаждут поставлять в детские сады, например, города Брянска дешевое питание, заморачиваться с торгами и аукционами ради не такой уж и большой выгоды — ведь партии идут не централизованные на все детсады скопом, а небольшие — на отдельные детсады в том или ином районе. «Городу, когда приходит срок закупок — а желающих участвовать в них нет — приходится умолять поставщиков выйти на эти торги, чтобы не остаться вообще ни с чем (детей-то кормить надо). Производители, конечно, готовы напрямую отгружать большие партии молока, мяса, овощей, и прочее, но только за наличный расчет и на условиях самовывоза. Город рассчитаться сразу и своевременно не может, потому что область и так из него вытягивает все, что можно», — рассказал корреспонденту REGTime в Брянской горадминистрации.
Парадокс, но с участием в городских торгах на поставку продуктов питания в детсады не стало заморачиваться и известное картофелеводческое хозяйство из Стародуба. А не менее известный в области производитель «свежего, местного, диетического яйца» — читай, ООО «Снежка» — прекратил поставки в детские сады Брянска сразу, как только появилась задолженность, ибо им нечем кормить птиц.
А торги отменить нельзя — как нельзя прописать в условиях торгов обязательную «брянскую прописку» производителя — потому что таков закон, а нарушение условий конкуренции — дело подсудное, и антимонопольное ведомство бдит. И ссылаются антимонопольщики на статью 74 российской Конституции: «Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей». Поскольку закона такого нет, а детей кормить нечем, то выручают те, кто выигрывает аукцион, и готовы везти яйца в Брянск хоть через всю страну, если из Путёвки невыгодно. Потому что только перекупщик может позволить себе поздние расчеты, ибо изначально закладывает большие проценты. Многие из них просто-напросто «кредитуют» город, позволяя ему хоть как-то выкручиваться. А централизованные поставки — милые сердцу врио губернатора безаукционные госзакупки — законодательно пока запрещены.
Но громкие лозунги брошены. И подхватываются бездумными толкователями типа спикера облдумы Владимира Попкова, который в последнее время изъясняется исключительно фрикцонными терминами, которые даже его пресс-служба не может перевести на русский язык. Например: «Владимир Попков, сославшись на опыт коллег из Липецкой и Тамбовской областей в решении вопросов социально-экономического развития своих регионов, подчеркнул: «Нам надо двигаться вперёд». Или: «Владимир Попков поделился выводами, которые он сделал после посещения некоторых районов области: «Подвижки к лучшему имеются, но нужно двигаться дальше».
Как говорилось в известном советском анекдоте: «Это ещё Алма-Ата, а что в Кабуле будет!»