Клинцовский модерн: домовая резьба, которую мы потеряли

Облик дореволюционных Клинцов, являющихся памятником стиля русский модерн, уходит в прошлое. Следующее поколение клинчан имеют все шансы не увидеть такую примечательную черту экстерьерного убранства как деревянные резные украшения, горестно констатирует интернет-ресурс Клинцы.RU.

46 лет назад весной 1969 года с последующим приездом летом — в июле и августе 1970 года Клинцы посещала научно-исследовательская группа во главе с действительным членом Географического общества СССР Георгием Мароховским. Московские ученые задались целью выявить, зафиксировать и систематизировать имевшиеся артефакты домовой резьбы на юго-западе Брянской области.

Руководитель этой группы, российский писатель-этнограф, журналист, публицист, поэт, автор более тысячи очерков и статей о народной эстетике восточных славян в своей статье в тогда регулярно издававшемся альманахе «Брянский краевед» о клинцовских домах, а также отдельных экземплярах, выявленных в селе Великая Топаль пишет: «Деревянные дома с удивительной декорацией и резным орнаментом кружевных карнизов, живописных наличников, радужных кронштейнов крылец, кажущихся вытканными на строгой текстуре дерева. Строгая, воздушная форма объединённости. Так и просится вопрос: не тот ли это русский терем, упоминаемый в пушкинских сказках?»

kln_window1

Проходя по сегодняшним Клинцам, только очень зоркий взгляд может отыскать, цитируем далее: «особо интересные формы, где резьба получила не только высокий технический уровень, но и гибкость, объединенную в необычайную легкость сюжета конструкции». Памятники деревянного строительства конца XIX – начала XX века (само собой они не имеют никакого охранного статуса) сегодня находятся в ветхом состоянии, рушатся и нещадно перестраиваются.

Вот как Георгий Мароховский говорит о сугубо клинцовских характерных чертах внешней отделки: «Накладные пропильные узоры, введенных в систему подвесок. Шатровые надстройки. Преимущественно накладная резьба. Пропильные элементы накладываются друг на друга с постепенным сбавлением масштаба».

kln_window4

Если в соседней Злынке учеными были обнаружены несколько имен мастеров-плотников начала XX века, таких как Петр Любимов, Петр Кудрявцев, Потап Мельников, то в Клинцах они встретились с живым носителем резной традиции: «Путь той или иной детали к воплощению в дереве нелегок и долог. Мне доводилось несколько лет назад наблюдать работу старейшего семидесятилетнего мастера из Клинцов Сергея Борисовича Литвакова. Каждая деталь, выходящая из его рук, — это поиск конструкции форм, различных сочетаний и нюансов, объединенных в общую смысловую концепцию. Прежде всего деталь рождается на бумаге, выкраивается из картона, пробуется на дереве и лишь затем занимает свое место по смыслу конструкции».

kln_window2

Старинные дома выселяются как ветхое жилье. Готов для сноса дом, где была первая в городе библиотека на углу ул. Советская и ул. Красная площадь. Вполне крепкий двухэтажный дом двадцатых годов возле Краеведческого музея мог послужить для административного учреждения, библиотеки или иного учреждения культуры.

Ажурное деревянное строительство появилось на грани веков, когда клинцовская промышленность набрала мощные обороты. Как правило, в домах вроде Дома врача Красовского (сохранился и располагается по ул. Л. Толстого ниже сразу за ЦУМом) жила дореволюционная техническая интеллигенция. Получившие образование инженера текстильных производств стремились за счет наружней отделки выделить свой дом среди прочих.

Основавших город старообрядцев называют русскими пуританами — в строениях первой половины XIX века вычурных украшений не встретишь. Строгими, серьезными и вместительными выглядели и Вознесенская (стояла на месте городской типографии), и Троицкая церковь. Архитектурных излишеств не встретишь и в антураже сохранившегося Преображенского храма. Раскольники строили крепко и сурово, всегда с оглядкой на очередную волну гонений, об украшениях мало заботились.

kln_window3

Мароховский пишет: «Одним из основных осложняющих обстоятельств может быть и то, что в Брянской области не сохранились памятники домовой резьбы хотя бы первой половины прошлого века (написано в 1975 году – авт.). Совершенно отсутствуют и документальные материалы, и не только в брянских, но и центральных музеях страны».

Мароховский утверждает: «Можно предположить, что и ранние виды резьбы, возможно даже и близкие к поволжским на Брянщине существовали… Домовая резьба здесь носила название барочной. Подобной резьбой наделяли конструктивные части речных барж». Отсутствие он объясняет так: «Вероятно, эту причину можно отнести за счет многочисленных войн, которые претерпела брянская земля».

А может быть этих памятников и не было? Полагаем, что верно будет утверждать — клинцовская экстерьерная резьба является частью течения того самого Русского модерна (особенно характерно детали, выполненные этом стиле, видны на крупном деревянном здании бывшего медучилища по ул. Пушкина).

45 лет назад ученые обнаружили: «В крупных городах области некогда существовала и орнаментальная резьба. Она представляла собой растительные орнаменты с причудливыми птицами и животными». В Клинцах сегодняшних при всем желании, увы, таковых обнаружить нельзя. Стоит пройти нынешнюю ул. Свердлова (бывшее название – Евлановка) от начала (поворот к Автокрановому заводу) до конца (Колхозный рынок), чтобы осмыслить состояние старинной клинцовской архитектуры.

На двухэтажном доме (угол с ул. Советская), известном тем, что здесь в 1917 году заседала первая комсомольская ячейка, только на одной колоне сохранилась ажурная накладная резьба. В промежутке до ул. Александрова в совершенно ветхое состояние приходят три старинных дома (они строились с парадными входами в виде невысокого крыльца), которые заколочены с послевоенных времен. Кирпичный дом (ближе к магазину «Коммерсант», где долгие десятилетия (до войны и после) находилась главная городская аптека, выселен и подготовлен к сносу. Строения квартал от пр. Ленина до ул. Пушкина будет снесен также. В более-менее порядочном состоянии находится здание Тубдиспансера (дом лесопромышленника Штеллинга), достойный играть в облике города более значимую роль.

kln_window5

Завершающие статью в «Брянском краеведе» слова ученого звучат так, словно они написаны не в 1970-ом, а в 2015 году: «Очень важно именно сейчас, когда бурно развернулось жилищное строительство, и когда многие старые дома идут под снос, заняться изучением поздней домовой резьбы. Исследования этого рода представляют большой интерес для истории, архитектуры, этнографии, краеведения, так как помогут нам воспитать подрастающее поколение на лучших традициях народного творчества.

Фото: klintsy-portal.ru, klintsy.ru