Первая в России т.н. детская «еврозона» — воспитательная колония швейцарского образца — открылась в Советском районе Брянска во вторник, 21 апреля. На пресс-конференции после двухчасовой экскурсии по территории пенитенциарного учреждения замдиректора ФСИН России генерал-лейтенант внутренней службы Анатолий Рудый назвал это событие «сказкой, воплотившейся в жизнь», сообщает корреспондент REGTime.
Торжественная церемония у здания по адресу «ул.Советская, 48» началась в 11:00. Её почётными гостями (и, собственно, «удостоенными чести перерезать символическую красную ленточку») стали Анатолий Рудый, начальник регионального управления ФСИН России полковник внутренней службы Сергей Мороз, замгубернатора Татьяна Болховитина, а также митрополит Брянский и Севский Александр. «Брянская колония, образованная в 1956 году, в числе 23 будет продолжать свои славные традиции. Это хорошее учреждение, оно прекрасно расположено. Всё-таки колония находится в областном центре. Там, где есть различные культурные заведения. Там, где есть возможность подобрать и сформировать персонал, который будет грамотно работать с нашими воспитанниками. Поэтому надеемся на то, что Брянская воспитательная колония будет выполнять все функции, которые возлагаются на неё руководством федеральной службы», — подчеркнул гость из столицы. Замгубернатора же в своей приветственной речи отмечала важность соединения традиций и инновационного подхода: «Сегодня вы с гордостью можете считаться центром европейского уровня. Не только по материально технической базе, но, я думаю, и по опыту работы педагогов, психологов, всех сотрудников, которые позволяют оступившимся ребятам вернуться к нормальной жизни».
После официальной части Анатолию Рудому и журналистам была организована экскурсия по территории колонии. Её «отправной точной» стала комната свиданий — с кожаными диванами, стильными столиками, самоваром и видеонаблюдением. Далее — медицинская часть, дисциплинарный изолятор, общежития с осуждёнными (в т.ч. облегчённого типа), школа с тремя музеями (Первой Мировой войны, Великой Отечественной и Афганской), храм, клуб, социально-психологический блок и пр.
Замдиректора ФСИН пожелал пообщаться с каждым содержащимся в колонии ребёнком (а таковых здесь пока 7!). В камеру журналистов пускали неохотно, пустив же особо настойчивых — просили не фотографировать. «У Анатолия Анатольевича приватная беседа!», — то и дело слетало с губ УФСИН-овцев. Беседа же Рудого с осуждёнными строилась по традиционной форме: назовите себя, какая статья, откуда родом, благополучная ли семья и какие условия проживания в родительском доме. Примечательно, что практически в 100% случаев ребята заявляли, что условия хорошие — у кого-то большой дом, у кого-то двух-, трёхкомнатная квартира. Лишь одна девочка, проходившая по 105-й (убийство — Ред.), призналась что условия «средние, и разные». Озадаченному мужчине та поспешила пояснить, что они с мамой снимали квартиры в Брянске, потому как сами из Мурманской области. После этой фразы представители СМИ зашептались — это, мол, фигурантка дела об убийстве и сожжении четверых человек. Эту информацию никто не подтвердил, однако доподлинно известно, что в открывшейся после ремонта колонии возможно содержание несовершеннолетних сразу после ареста. Между тем общение подростка с тов.Рудым продолжалось. «Как же это тебя так угораздило по 105-й?», — поинтересовался визитёр. «Да с мальчишками связалась…», — только и ответила девочка. Ещё одна содержащаяся в колонии за убийство — сокамерница последней — на аналогичный вопрос Анатолия Рудого ответила, что «её подруга подставила».
Были в колонии, по выражению замглавы ведомства, и «не их клиенты» — например, две девочки, в прошлом студентки высших учебных заведений (одна финансово-экономического института, вторая — БГУ им. Петровского). «Что вы здесь делаете?!», — недоумевал Рудый. Ещё одна «воспитанница» (женщина 29 лет, содержится в колонии, так как подана апелляционная жалоба) ФСИН-овцу сообщила, что приговорена к 3 годам 1 месяцу за мошенничество в крупном размере. Однако своей вины та не признаёт. «Если же суд вынес такой приговор, значит, у него были на то основания!», — заметил Анатолий Рудый. Женщина спорить не стала: «Суд так посчитал…». Покидая же помещение, столичный гость поручил своим подчинённым разобраться в этом вопросе, а затем ему доложить.
Привлекла внимание Анатолия Рудого и сотрудница брянского УФСИН — вернее даже не сама, а её погоны. «Вы недавно у нас?!» — осведомился Рудый. Старший лейтенант поспешила доложить, что в Брянске она с 2006 года, до этого служила в правоохранительных органах в Республике Казахстан. Дослужилась там до чина капитана. Здесь же пришлось начинать всё сначала — другая страна. Итогом этого на первый взгляд незначительного инцидента было ещё одно распоряжение — похлопотать о присвоении госпоже N* звания капитан досрочно.
Если же отвлечься от «важного гостя» и осмотреться, условия, конечно, впечатляют: это капитально отремонтированные здания, спортзал, большая библиотека, возможность выхода в интернет, комната психологической реабилитации (со световым оборудованием, пузырьками, «магическим» шаром правды и пр.). Сделано всё это по образцу воспитательных колоний в Швейцарии. И пока экспериментально. Целей же преследовали несколько. Во-первых, воспитанник колонии увидит, что есть другая жизнь (ведь, основной контингент колонии — это дети из неблагополучных семей). Во-вторых, ребёнку и так непросто оказаться в колонии (например, может попасться не самый лучший сосед по комнате — «в этом случае хоть бытовые условия не будут угнетать»). В-третьих, благодаря такому подходу, легче происходит реабилитационный процесс.
Не лишним будет добавить: капремонт в Брянской воспитательной колонии обошёлся в 248 млн. рублей (что, к слову, совсем немного для ремонта такого уровня!), большая часть средств ушла на закупку оборудования. «Сэкономить удалось за счёт детального контроля!», — подчеркнул на пресс-конференции после обзорной экскурсии начальник регионального УФСИН Сергей Мороз.
Завершим же комментарием к тематическому фоторепортажу REGTime: «Всю жизнь бы здесь «просидел». Я в шоке…».