Ближайшие два месяца в заповеднике «Брянский лес» московские зоологи будут изучать лисят. Учёные намерены сравнить наших зверей и камчатских, а затем установить, что в поведении животных — от рождения, а что сформировалось под влиянием окружающей среды, сообщили REGTime в пресс-службе учреждения 18 мая.
Так, «лисьим» проектом руководит кандидат биологических наук, научный сотрудник Института проблем экологии и эволюции имени А.Н. Северцова РАН Анна Ячменникова. До этого она несколько полевых сезонов наблюдала за поведением лисят в условиях Камчатки. Задача, которая стоит перед специалистами, сравнить влияние внешних факторов на формирование поведение животного. Иначе говоря, насколько по-разному будет себя вести лисёнок-камчадала и брянский малыш. Из этого, в свою очередь, можно понять, что в поведении привнесено особенностями экологии места, а что у лисят врождённое.
«Мы обследовали территорию в районе деревни Чухраи, — говорит Анна Ячменникова. — Нашли несколько жилых нор, принадлежащих лисам. На трёх установили фотоловушки, чтобы удостовериться, что норы обитаемы постоянно. Полученные данные выявят для нас те места, где наблюдать за растущими лисятами наиболее интересно и продуктивно».
В нынешнем году гон у брянских лисиц прошел рано, значит, лисята появились на свет тоже раньше привычных сроков. По расчетам специалистов в середине апреля у малышей открылись глаза, а несколько дней назад лисята должны были сделать первые шаги из своих убежищ. Продлятся наблюдения за брянскими лисятами примерно до середины июля, когда из родительских семей уйдут подросшие животные.
Для Брянской области лисицы — это обычный вид фауны, представленный среднерусским подвидом. В 30-е годы в области ежегодно заготавливалось 2-3 тыс. лисьих шкур. Вспышка бешенства и чесотки в 1946 году значительно снизила численность зверя. Восстановился вид только в середине 60-х. В последние годы численность лисиц в области составляет около 4 тыс. особей. В заповеднике «Брянский лес» в разные годы она колеблется от 6 до 54.