Французские деньги для российского флота: на что пойдут «мистральные» евро

В середине августа Россия и Франция определились с суммой неустойки, которую Франция вернет России за разрыв контракта по «Мистралям». Она составила, как минимум 1 млрд. евро. Интернет-ресурс FlotProm проанализировал стоимость создания современного флота РФ и посчитал, на что могут быть потрачены эти деньги.

Контракты на строительство российских кораблей заключаются с российскими же верфями в рублях, поэтому миллиардную компенсацию разумно сразу же рассматривать в рублевом эквиваленте. По курсу, установленному Центробанком на 14 августа 2015 года, эта сумма составляла 72,3 млрд рублей. Сейчас она выросла до 80 млрд., но примерные финансовые рамки остаются.

Говорить о том, что вместо французских кораблей Россия получит аналогичные вертолетоносцы собственной постройки пока рано — «Прибой» от Невского ПКБ находится на стадии проектирования, а значит, с высокой долей вероятности, возвращенные Францией деньги будут потрачены на строительство серийных надводных и подводных кораблей, приведенных ниже.

14 больших десантных кораблей типа «Иван Грен»

ship1

Несмотря на то, что так и не полученные Россией десантные вертолетные корабли-доки (ДВКД) типа «Мистраль» за рубежом считаются «кораблями проецирования силы и управления», способными являться лидерами корабельной группировки, плавучими госпиталями и выполнять антитеррористические операции, их основное предназначение — это высадка десанта. Хоть и с многими оговорками, сравнивать их логично со строящимися в России десантными кораблями. Строительство одного БДК проекта 11711 типа «Иван Грен» на заводе «Янтарь» оценивается в 5 млрд. рублей, а это значит, что стоимость «Мистралей» способна покрыть затраты на создание 14 таких кораблей.

5 фрегатов проекта 11356

ship2

На том же калининградском заводе для российского флота строится серия фрегатов проекта 11356. Их изготовление прерывалось из-за проблем с поставками газотурбинных двигателей (ГТД) с украинского предприятия «Зоря-Машпроект», однако в августе было возобновлено с расчетом на использование уже российских ГТД. Стоимость одного подобного корабля составляет порядка 13 млрд. рублей, а значит вместо двух вертолетоносцев типа «Мистраль» в море смогут выйти еще пять фрегатов.

2-3 фрегата проекта 22350

ship3

Фрегаты, строящиеся в Санкт-Петербурге на «Северной верфи», стоят дороже. По сведениям из открытых источников, головной корабль проекта 22350 «Адмирал Горшков» обошёлся флоту в 420 млн. долларов. Разумеется, серийные корпуса стоят дешевле, поэтому, по весьма приблизительным подсчетам, на французские деньги возможно построить три новейших фрегата проекта 22350.

7 корветов проекта 20380 или 5 корветов проекта 20385

ship4

Современные корабли ближней морской зоны, несмотря на вдвое меньшее относительно фрегатов водоизмещение, стоят вполне сопоставимых денег. К примеру, по оценкам Центра анализа стратегий и технологий, минимальная цена корвета 20380 составляет 10 млрд. рублей, а модернизированного корвета проекта 20385 — 14 млрд. рублей. Тем не менее, за возвращенные Францией средства возможно продолжить создание серии этих кораблей в количестве, сопоставимым с количеством уже спущенных на воду кораблей.

Ремонт и модернизация одного тяжелого атомного ракетного крейсера проекта 1144

ship5

На фоне цифр с девятью нулями, которые тратит ВМФ на строительство «с нуля» современных кораблей, 50 млрд., которые составляют цену модернизации гордости советского флота — тяжелого атомного крейсера «Адмирал Нахимов», не представляются такой уж астрономической суммой. Тем более, что следующим в очереди на модернизацию может стать стоящий на ТОФе корабль проекта 1144 «Адмирал Лазарев». «В настоящее время решено восстановить тяжелые атомные ракетные крейсеры проекта 1144. Так в 2014 году в ОАО «30 СРЗ» был произведен доковый ремонт и освидетельствование крейсера «Адмирал Лазарев», в дальнейшем его ждет капитальный ремонт и модернизация в Северодвинске по сокращённому техническому проекту модернизации тяжёлого атомного ракетного крейсера «Адмирал Нахимов» проекта 1144.2», — такая фраза фигурирует в недавно опубликованном годовом отчёте «30 судоремонтного завода». Таким образом, затраты на восстановление одного из самых мощных в мире надводных кораблей могут быть полностью покрыты суммой компенсации за два непоставленных Францией «Мистраля».

2 атомных ледокола ЛК-60

ship6

«Ледоколы будут решать в Арктике в том числе и оборонные задачи», — такой фразой подчеркнул важность строящегося на Балтийском заводе ледокольного флота глава Росатома Сергей Кириенко. Создаваемые в Петербурге арктические суда действительно конкурентоспособны: атомная силовая установка мощностью 60 МВт, двухосадочная конструкция, позволяющая работать в устьях сибирских рек, а также корпус, способный ломать трехметровый лед. Стоимость соответствующая — 37 млрд. рублей. За цену «Мистралей», кормовые части которых строились здесь же, на Балтийском заводе, можно изготовить еще два ледокола ЛК-60.

7 дизельных подводных лодок проекта 636.3

ship7

Одни из самых тихих в мире дизель-электрические подводные лодки проекта 636.3 по стоимости вполне сравнимы с корветами. В СМИ публиковались данные, что контракт на шесть подобных субмарин обошелся Военно-морскому флоту России в 60 млрд. рублей. И компенсации за «Мистрали» вполне хватит, чтобы покрыть стоимость еще одного такого контракта.

Многоцелевая атомная подводная лодка проекта «Ясень»

ship8

Не в пример дороже стоят новейшие атомные многоцелевые подлодки проекта «Ясень». Разнообразное торпедное и ракетное вооружение, гидроакустическая станция нового поколения, повышенные показатели скрытности и малошумности — вот критерии, которые подняли цену на подлодку до недостижимых высот. В открытой печати назывались суммы от 47 до 200 млрд. рублей. В сухом остатке — один «Ясень» вместо двух «Мистралей».

3 стратегических подводных крейсера проекта «Борей»

ship9

На этом фоне скромно выглядит прайс на постройку элементов современного ядерного щита России — стратегических подводных ракетоносцев проекта «Борей». Их оценивают в 23,2 млрд. рублей за каждый, а значит вместо двух вертолетоносцев ВМФ РФ сможет позволить себе постройку трёх подобных крейсеров.