Брянский драмтеатр обратился к «перестроечной» драматургии

Брянский театр драмы в начале февраля приглашает на премьеру спектакля по пьесе Людмилы Разумовской «Дорогая Елена Сергеевна» — жутковатой истории о противостоянии подростков и учительницы, популярной в перестроечные 80-е и внезапно ставшей актуальной во втором десятилетии XXI века, сообщает корреспондент REGTime.

Брянский драмтеатр представляет на суд зрителей совершенно неожиданную для второй половины 2010-х годов премьеру — спектакль по пьесе Людмилы Разумовской «Дорогая Елена Сергеевна».

В 1979 году начинающий драматург Людмила Разумовская заключила с министерством культуры СССР договор о написании пьесы «о трудных» подростках. Тема была вполне «проходимая» и ничего дурного ни для кого не предвещала. Шло время, нужно было отрабатывать аванс и в легкомысленной голове автора сложилась завязка, требовавшая вполне определенного развития действия и доведения его до логического конца. Пьеса была готова к концу 1980 года, уже через год её поставили в Таллине в Молодежном театре. А в 1983 году вопрос о необходимости снятия этой пьесы с репертуаров всех театров поставил всемогущий Комитет государственной безопасности СССР.

Сюжет пьесы, из которой в перестроечном 1988 году Эльдар Рязанов снял фильм с Мариной Неёловой, прост до безобразия. Ученики выпускного 10 «б» класса (в советские годы выпускным был десятый класс) пришли поздравить свою учительницу с днём рождения. Но, как выясняется, они решили это сделать вовсе не по доброте душевной, не потому, что они знают, как дорогой Елене Сергеевне одиноко, не потому, что её мать тяжело больна и лежит в больнице, и не потому, что в этом году они с ней расстаются, уходя во взрослую жизнь. Пришли с букетом и подарком потому, что они знают: у Елены Сергеевны находится ключ от сейфа, где лежат экзаменационные работы. У каждого есть повод и оправдание стремлению пойти на «преступление»: по-тихому исправить плохие отметки в работах и у каждого вроде бы есть даже угрызения совести по этому поводу. Однако, события разворачиваются неожиданным образом для всех. И каждый из учеников по-своему проявляет в них тёмную сторону своей души, показывая, до чего он может опуститься ради отметок.

Елена Сергеевна, несмотря на свою простоту и кротость, пытается твёрдо стоять на своём и отказывается отдавать ребятам ключ, и стойко терпит издевательство подростков. На протяжении всего фильма между нею и учениками идёт словесное противостояние, во время которого она пытается им напомнить о тех принципах и заветах, которым их учили с детства. Ребята в ответ гнут свою линию: их поколение, в отличие от поколения Елены Сергеевны, вынуждено идти на такие крайние меры потому, что «счастливого советского детства» теперь нет и коррупция в высших учебных заведениях тоже идёт полным ходом. В конечном итоге злополучный ключ так и останется лежать в квартире Елены Сергеевны, но и победителей в этой «схватке» не будет…

История из далёких 80-х внезапно актуализировалась. Строго говоря, она никогда и не устаревала. Может быть не лучшая, но, безусловно, самая известная и громкая пьеса Людмилы Разумовской продолжает до сего дня идти на сценах разных стран мира.

А вот в Брянске на 5 февраля назначена её премьера. Режиссёр — Борис Ярыш.