Правозащитники Amnesty International и Human Rights Watch заявили об освобождении 13 узников тайной тюрьмы на Украине. В харьковском управлении СБУ — одном из официально не признаваемых мест содержания под стражей — по-прежнему находятся пять человек, в том числе двое граждан России. Власти Украины отрицают наличие таких тюрем, несмотря на данные правозащитников, доклады ООН и многочисленные показания освобождённых.
29 августа международные правозащитные организации Amnesty International и Human Rights Watch объявили о том, что из секретной тюрьмы Службы безопасности Украины в Харькове освобождены 13 заключенных. Как отмечается в совместном сообщении правозащитников, узники получили свободу после обнародования 21 июля совместного доклада этих организаций «Вас не существует. Произвольные задержания, насильственные исчезновения и пытки в ходе конфликта на востоке Украины», в котором рассказывалось о тайных тюрьмах на Украине.
Перед публикацией отчета две организации встретились с Главным военным прокурором Украины Анатолием Матиосом и вручили ему список из 16 человек, которые содержались в Харькове. Он пообещал лично контролировать расследование практики тайного содержания под стражей. Amnesty International и Human Rights Watch с тех пор стало известно, что шесть человек были освобождены 25 июля и шесть мужчин и одна женщина были освобождены 2 августа. 12 освобожденных были в списке 16-ти, который был предоставлен Главному военному прокурору. С тех пор выяснилось, что один человек из первоначального списка ранее был выпущен в марте 2016 года, еще трое были переданы в секретное СИЗО в апреле 2016 года, один из которых был выпущен 2 августа.
Тех, кого украинская сторона решила освободить, вывезли из Харькова в бронированном микроавтобусе и высадили на окраинах городов Краматорска и Дружковки в Донецкой области. Им вернули паспорта и выдали от 50 до 200 гривен «на дорогу». Освобождаемым говорили, что они должны молчать о пережитом, угрожая в противном случае «самыми серьезными последствиями».
На данный момент по меньшей мере пять человек по-прежнему насильственно удерживаются в харьковском управлении СБУ — одном из официально не признаваемых мест содержания под стражей. Из этих пяти двое граждане России, трое находятся за решеткой уже более 17 месяцев. Один из заключенных, скорее всего, страдает психическим заболеванием, недавно освободившиеся заключенные не смогли предоставить дополнительные сведения о его личности.
Украинские власти наличие «тайных тюрем», о которых во всеуслышание заявляют никак не могущие быть заподозренными в пророссйиской позиции Amnesty International и Human Rights Watch, естественно, отрицают. Первый заместитель генпрокурора Украины Николай Голомша заявил «Коммерсанту», что силовые структуры в Харьковской области возглавляют «законопослушные профессионалы», которым «нет смысла заниматься такими делами».
Впрочем, интервью с бывшими узниками таких тюрем позволяют усомниться в заявлениях Киева. В частности, задержанные рассказывали, что сотрудники СБУ подвергали их избиениям, применяли к ним электрошок, угрожали изнасилованием, смертью и местью семье. Из 13 освобожденных правозащитники уже успели пообщаться с пятью, трое из которых — Николай Вакарук, Виктор Ашихин и Дмитрий Королев — заявили о намерении добиваться справедливости и о готовности сотрудничать со следствием для привлечения виновных к ответственности. Еще двое пожелали сохранить анонимность.
Один из тех, кто до сих пор находится в тайных местах лишения свободы, является гражданин России, менедежер из Москвы Владимир Безобразов. Он был арестован во время семейного отдыха в Каролино-Бугазе Одесской области в мае 2014 года — находился там с матерью и малолетним сыном. Глава местного пограничного отряда утверждает, что Безобразов публично поддерживал пророссийских сепаратистов в кафе и был арестован на месте. В реальности на него донёс в СБУ официант прибрежного кафе. За приезжими из России внимательно следили официанты, горничные и бармены курортного Каролино-Бугаза: мозги украинцев к тому времени были основательно промыты пропагандой о «враждебной агрессивной России». После короткого разговора с официантом, который жаловался на низкую оплату труда и плохой сезон, Владимир допустил грубую, но невинную шутку, предложив собеседнику «поехать повоевать на Донбасс», не уточняя, на чьей стороне. После этого короткого разговора обыкновенный менеджер по продаже автозапчастей из Москвы тут же в глазах украинского СБУ превратился в вербовщика-сепаратиста, да ещё и представляющего ни больше ни меньше, как ФСБ России. Задержали Владимира прямо в кафе. Официант подтвердил, что приезжий вёл антиукраинские разговоры, «пытался его завербовать в террористы», а значит, призывал к нарушению территориальной целостности Украины.
После двух дней на базе пограничников в Каролино-Бугазе Безобразов признался, что приехал в Украину, чтобы набирать отряд пророссийских сепаратистов, и был оперативно обвинен в покушении на территориальную целостность Украины (статья 110 Уголовного кодекса). Безобразов отказался от своего «признания» в суде, утверждая, что это было сделано под давлением (к тому времени его мать и его сын, наконец, смогли покинуть территорию Украины). В марте 2015 года переговорщики в процессе обмена украинских заключенных обратились к адвокату Безобразова и предложили выпустить его клиента в обмен на украинского бойца, захваченного пророссийскими сепаратистами в Луганске, если он подтвердит свое «признание» в суде. Он согласился, и 6 марта 2015 года Овидиопольский районный суд дал ему три года условно. Когда Владимир Безобразов покидал здание суда, ко входу подъехал фургон; несколько мужчин вышли, затащили подсудимого внутрь и уехали. С тех пор он пропал без вести. Спустя два месяца, в мае 2015 года, мать Безобразова Людмила Коробова узнала от человека, который был освобожден из тайного изолятора в Харьковском СБУ, что ее сын находится там. В период с мая 2015 года по август 2016 года Коробова получила один телефонный звонок от Безобразова и несколько телефонных звонков от выпущенных сокамерников, подтверждающих его содержание под стражей в тайной тюрьме СБУ в Харькове.
Уполномоченный МИД России по правам человека, демократии и верховенства права Константин Долгов заявил 29 августа, что на Украине предъявлены обвинения политического характера более 100 гражданам России.
«Есть данные о том, что более 100 россиянам могли быть предъявлены так называемые политические обвинения, и есть информация, что несколько сотен российских граждан могут находиться в украинских СИЗО и тюрьмах», — цитирует Долгова ТАСС.
Он также уточнил, что многие из тех, кому могли предъявить обвинения, были арестованы или задержаны без необходимого уведомления российских властей.