Глюкоза при диабете, склероз вместо онкологии и смерти младенцев: три «дела лекарей» брянских следователей

Региональное следственное управление СК РФ 7 июня установило рекорд по скорости реагирования: между мимолётным упоминанием об ошибочном диагнозе брянской онкобольной и официальным сообщением о доследственной проверке этого факта прошло чуть более полутора часов. Это уже третье громкое дело о брянских врачебных ошибках за последний год.

«Я дам тебе волшебный пендель, он ускорит твоё движение…»

Во время «Прямой линии с Владимиром Путиным» к президенту обратилась волонтёр-медик Алевтина Киселёва, которая помогает в больницах ухаживать за пациентами и в будущем хочет стать онкологом. По её мнению, на данный момент главной проблемой является нехватка в регионах онкологических центров и учреждений, где могли бы оказать квалифицированную помощь. Она также указала на существующую сейчас проблему неправильной диагностики. Так, по её словам, девушке из Брянска поставили диагноз «рассеянный склероз» и только через несколько месяцев обнаружили злокачественное новообразование головного мозга.

Дело было в 13.50-13.51. Уже в 15.35 следственное управление СК РФ по Брянской области официально на своём сайте отчиталось, что «по факту нарушения права жительницы Брянска на получение своевременной медицинской помощи, озвученного в ходе Прямой линии с Президентом России, организовано проведение доследственной проверки». Скорость реагирования составила менее двух часов — учитывая время на оформление организации проверки, написание, согласование и публикацию пресс-релиза.

Пациентку зовут Марина Поцелуйко, она из Мглинского района. При первоначальном обращении к врачам в ноябре 2016 года ей поставили диагноз «рассеянный склероз», и только через несколько месяцев обнаружили злокачественное новообразование в правой височной доле. Департамент здравоохранения уверяет, что проблем с лечением у пациентки нет, её жизни и здоровью пока ничего не угрожает, она вошла в ремиссию, так как рост метастаз остановлен.

Тем не менее, проверка по факту врачебной ошибки организована — пусть и через два года после ошибки, которая могла стоить молодой женщине жизни. По счастью, в этом случае летального исхода удалось избежать. В отличие от недавней майской истории, когда неправильный диагноз и сумбурное лечение привели к смерти 16-летней выпускницы школы.

«Ей ставили и глюкозу, и антибиотики, и антиаллергические препараты»: как умерла от диабета одиннадцатиклассница в райбольнице

В отличие от предыдущей истории официально о проведении проверки обстоятельств смерти 16-летней жительницы села Летяхи Яны Г. следственное управление не давало. И не дало бы никаких комментариев, если бы не материал Russia Today, в котором рассказана эта жуткая история. Девушка попала в центральную районную больницу посёлка Красная Гора с подозрением на ОРВИ, но через несколько часов впала в кому и на следующий день скончалась. Причиной стал диабет, который был выявлен слишком поздно. По мнению родственников, ответственность за смерть подростка несут врачи, не сумевшие поставить правильный диагноз.

«По данному факту возбуждено уголовное дело по статье 109 «Причинение смерти по неосторожности». В рамках уголовного дела будут произведены необходимые судебно-медицинские экспертизы. По их результатам можно будет дать оценку действиям врачей», — рассказал RT старший помощник по взаимодействию со СМИ Следственного управления СК по Брянской области Сергей Цыганок. Однако официального объявления об этом случае — и тем более проводимой проверке — не было.

Родственники девушки опасаются, что расследование не будет доведено до конца. По словам Оксаны Рассказы, сестры погибшей, следователи до сих пор не изъяли её амбулаторную карту. Женщина не исключает, что в самой больнице медики могли поправить данные в документах, чтобы «выставить себя в выгодном свете».

«В Красногорской больнице мне сказали, что Яну капали от всего, — возмущается г-жа Рассказа. — Не понимая, что происходит, врачи ставили ей и глюкозу (при диабете!!! — Ред.), и антибиотики, и антиаллергические препараты. Они сами и вогнали её в кому».

После публикации истории Яны на сайте RT, текст републиковали многие брянские СМИ. Это вызвало натуральную истерику у врачей Красногорской ЦРБ (и, возможно, Клинцовской ЦРБ, куда без оповещения родственников была перевезена девушка — и где она скончалась). Редакция ГородБРЯНСК.Ru наслушалась и по телефону, и по интернет-каналам связи обвинений и оскорблений на несколько лет вперёд (что естественно — под руководством больниц «загорелись кресла»). Как сообщает RT, после смерти девушки главврач Красногорской больницы Жанна Ефименко ушла в отпуск.

«Разместив текст который назывался «Ошибочный диагноз стоил жизни выпускнице из Брянской области» и снабдив его фотографией «жертвы лекарей» 16-летней жительницы села Летяхи, вы нарушили закон Рф о профессиональной тайне», «Недорогая, потерявшая уважение редакция! Хочу сообщить вам, всегда презрительно относился к непрофессионалам в любой сфере, а вчера вы навсегда зачислили себя в их число, опубликовав совершенно идиотический текст о врачах. Неужели следование общему тренду вам дороже совести?.. Стыдитесь, если есть ещё чем!» — это самое мягкое, что пришло от разгневанных обнародованием факта смерти их пациентки медиков. Особо оскорбило их применённое редакцией слово «лекари», которое служители здравоохранения сочли бранным и оскорбительным.

Правда, применение термина «лекарь» по отношению к медицинским героям этой истории — скорее, оскорбление для самого понятия «лекарь». Ибо «лекарь» — официальное название врача в Российской империи. В конце XIX века в гражданской медицине был введён термин «врач», а вот в армии лекари и штаб-лекари сохранялись даже после революции, до начала 20-х годов.

Один из врачей Красногорской ЦРБ на условиях анонимности сообщил корреспонденту RT, что у Яны, действительно, диабет не был вовремя выявлен, уровень сахара определили уже поздно, а в самой больнице нет ни эндокринологического отделения, ни реанимации. Поэтому и пришлось везти девушку за 60 километров в Клинцы. Но теперь ответы на вопросы о смерти Яны из маленького села с населением в несколько сотен человек должно дать следствие — оно продемонстрировало способность к молниеносной реакции, самое время продемонстрировать способность к быстрому расследованию. Между тем, самое громкое и самое резонансное из «дел лекарей» — о череде смертей в только что открывшемся перинатальном центре в Брянске — тянется уже год.

«Мы умерли от сепсиса»: дело пеританального центра живёт или заглохло?

23 июня прошлого года всё то же региональное следственное управление СК РФ возбудило уголовное дело по ч.3 ст.293 УК РФ (халатность, повлекшая по неосторожности смерть двух или более лиц) после череды смертей новорожденных в Брянском перинатальном центре. Со дня открытия 8 марта по 1 июня 2017 года в перинатальном центре Брянской городской больницы №1 умерли 11 новорождённых детей. Следствие обещало выяснить качество оказанных больницей услуг. После результатов судебных экспертиз действиям медиков должна быть дана правовая оценка.

Следствие по факту смертей в перинатальном центре продолжается уже год, а результаты назначенных экспертиз ожидаются лишь к концу лета. Оглашать их, видимо, страшно — перинатальный центр открывал лично президент России Владимир Путин. И как ему будут докладывать такие показания матерей, потерявших детей: «8 апреля я родила, 21-го Даша умерла… У Даши открыли окно и через несколько дней пневмония. Если хорошая такая вентиляция, они хвастаются, почему везде открыты окна всегда были? Мне сказали: не придумывайте, это специальные кувезы, даже если они открыты, они поддерживают температуру матки. Я подошла к своей Даше с мужем — она девочка-лед… Они вообще сразу не нашли, что это пневмония. Сперва они сказали, что это колит кишечника. Я прихожу к девочке, а у нее зонд был во рту, с этого зонда кровь. И они только через несколько дней поняли, что это пневмония. Эта же узистка у моей Ксюши не нашла желчный пузырь. Она делала УЗИ, девочка поела только, говорит: «Я не увидела желчного пузыря, у вас наверное нет желчного пузыря». Вы представляете, так сказать?.. В перинатальном ребенку занесли также [грибковую инфекцию], у нее чуть ли не пошел сепсис. Она перестала писаться, у нее органы все стали отказывать, и мы умерли от сепсиса, от заражения». Это Оксана Сафонова, мать девочек-близняшек, одна из которых скончалась при выше описанных обстоятельствах.

«Мы говорим об отделении, куда попадают дети, которые и так пограничны между жизнью и смертью. И там могут весы качнуться в любую сторону, и они делают все, чтобы все двигалось в положительное русло, но это не всегда возможно», — говорит заведующий отделением патологии беременности больницы №1 Иван Воронцов. Главврач  перинатального центра Александр Кулаченко заверял в прошлом году, что все скончавшиеся за три месяца младенцы имели экстремально низкую массу тела, те или иные заболевания либо сниженный иммунитет.

«Это неправда. Меня нашли 16 девочек. Самый маленький вес — 1 200, а максимальный — 4 100. Это что дети с экстремальной массой тела?» — говорит Олеся Сафонова.

31 мая в Бежицком районном суде Брянска начался судебный процесс по гражданскому иску Олеси Сафоновой, которая утверждает, что ребёнок погиб именно из-за халатности местных врачей. Ответчиками по иску выступают две медицинских работницы центра — Людмила Артемьева и Луиза Горбачёва — и само учреждение здравоохранения, к которому относится перинатальный центр, ГАУЗ «Брянская городская больница №1».

«Я подала иск в суд на Артемьеву Людмилу Валерьевну и на Горбачёву Луизу Ивановну. Хочу доказать, что Горбачева открыла моей дочери кувез. Горбачева утверждает, что она моей дочери кувез не открывала. Второй ответчик говорит, что ребенок был недоношенный, что это была внутриутробная инфекция. Когда я задала вопрос, а разве внутриутробная инфекция не в течение 72 часов, но оказалось, что пропала моя медицинская книжка, когда я стояла на учёте», — сказала она.

Строго говоря, ещё не прошло два года с момента «нарушения права на получение своевременной медицинской помощи». Возможно, через год на следующей «Прямой линии» девушка-волонтёр, мечтающая стать неонатологом, в своём вопросе ненароком упомянет о смертности младенцев по вине «лекарей» Брянского перинатального центра…

Как говорила команда КВН «Сборная Санкт-Петербурга» (как символично!): «Я дам тебе волшебный пендель, он ускорит твоё движение…». © ГородБРЯНСК.Ru, 2018