Только три дня — с 23 по 25 ноября — в Городском выставочном зале на бульваре Гагарина проходила необычная выставка «Перекачка нефти в искусство» — картины, написанные нефтью белорусской художницей Людмилой Жиженко. На всем постсоветском пространстве Людмила Жиженко, наверно, единственный художник, который создает свои работы, используя в качестве художественного материала нефть. Более восьми лет Людмила работала в ОАО «Гомельтранснефть Дружба», бывала на станциях, участвовала в создании учебно-методического центра на НПС «Гомель». Тогда и пришла идея с помощью кисти придать ценному углеводородному продукту духовную составляющую. Методом проб и ошибок удалось разработать уникальную технику — нефтеграфику.
О Людмиле Жиженко, её творчестве и опубликовать работы необычной художницы — в интервью с ней, опубликованном на портале «Живой Гомель».
…Встреча с Людмилой Жиженко, членом Белорусского союза дизайнеров, состоялась в её уютной, с большой любовью и изысканным вкусом обустроенной квартире. На кухне, излюбленном месте для задушевных разговоров, за чашкой чаю, мы ведем неспешную беседу.
— Людмила Васильевна, насколько значимой для вас было открытие персональной выставки?
— Персональная выставка для меня не в новинку. Многие годы я работаю в жанрах пейзажа и натюрморта, используя масло и акварель. Мои работы выставлялись в Гомеле и за его пределами – в Италии, Германии. Но эта выставка была моей мечтой.
Два года назад я стала писать картины нефтью. Увидеть их могли только близкие друзья в моей мастерской. А мне очень хотелось, чтобы гомельчане смогли оценить мои работы и понять истинную красоту нефти…
Я полностью разделяю мнение известного художника Василия Кандинского: «Сегодня человек совершенно поглощён внешним, внутреннее для него мертво. Это последняя стадия упадка, последний шаг в тупик. Прежде подобное положение называлось пропастью, а сейчас достаточно слова «тупик».
Чтобы не дать молодёжи упасть в эту пропасть, мы должны сделать всё возможное для её духовного развития. И этому в полной мере способствует изобразительное искусство.
Вот почему так важно, чтобы в городе постоянно работала картинная галерея с хорошим выставочным залом, где экспонировались бы работы гомельских художников.
— В Беларуси, а может быть и на всём постсоветском пространстве вы единственный художник, который пишет картины нефтью. Что подтолкнуло вас к использованию столь необычного материала для рисования?
— В Беларуси, действительно, кроме меня картины нефтью не пишет пока никто. Что касается бывшего Советского Союза, то в Азербайджане есть художник Сабир Чопироглу. Он также использует нефть для написания своих работ, но у нас принципиально разная техника живописи.
Я как всякий художник по сути своей экспериментатор. Акварель, масло, холст, шёлк, штукатурка — все эти материалы я использовала для создания своих работ. Однажды мне пришла идея попробовать рисовать нефтью.
Почему вдруг? Знаете, с возрастом всё чаще задумываешься о природных богатствах земли и их подлинной ценности. Значение нефти в жизни людей трудно переоценить. Но что кроме загрязнённого воздуха остаётся после её использования?..
В переводе с греческого нефть означает вспыхивать, сгорать. Вот она и сгорает. С помощью кисточки я решила попробовать дать иную жизнь этому ценному углеводородному продукту, так сказать, перевести его в продукт духовный, интеллектуальный.
Методом проб и ошибок мне удалось разработать свою уникальную технику живописи с использованием нефти. Как оказалось, сдержанная бежево-коричневая палитра способна заменить привычные яркие краски и передать целую гамму эмоций. Нефть – живой материал, передающий настроение художника в момент написания полотна.
[nggallery id=294]
— А много ли нефти необходимо для написания картины?
— То есть интересуются, не подрываю ли я своим творчеством экономику государства. (Смеётся). Могу их успокоить. По сути это самый рачительный способ использования природного богатства.
На создание картины требуется максимум 10 граммов. Но работа почти ювелирная, без права на ошибку. Малейшая неточность – и белый лист испорчен масляным пятном. Поэтому надо чётко чувствовать пространство, которое ты изображаешь, плановость передаваемой природы.
— Все нефтяные работы – это натюрморты и пейзажи. Рыбаки на зорьке, зимняя деревня, семья аистов, букет из колосьев и цветов… Где тот неисчерпаемый источник, в котором вы черпаете творческие силы?
— Красота белорусской природы не может оставить художника равнодушным. С детства, сколько себя помню, я всегда рисовала. И самые яркие воспоминания – из детства.
Именно в этот период закладывается основа восприятия жизни. Мне всегда хотелось нарисовать окружающий меня мир: цветы на лугу, берёзку в лесу, жито в поле…
До сих пор помню своё первое участие в конкурсе рисунков «Золотая осень». Я тогда заняла первое место и получила приз – набор акварельных красок. Это было настоящее счастье…
— …и сразу решила – буду художницей?
— В пятом классе, а именно тогда проходил этот конкурс, нашим классным руководителем была учительница рисования Ирина Степановна Хвалько, к сожалению уже покойная. Она была для меня идеалом.
И для себя я решила: буду как она. Обязательно поступлю в какое-нибудь художественное учебное заведение. Но к девятому классу я уже была не столь категорично настроена. Появилась тяга к иностранному языку, к медицине.
Всё решил его величество случай. Мне дали комсомольское поручение оформить несколько страничек школьной летописи. И когда задание было выполнено, в класс пришёл завуч школы, фронтовик, всеми уважаемый человек и спросил: кто это у нас такой художник, у кого такие таланты.
После его слов сомнения рассеялись. Потом была учёба в Минском художественном училище имени А.Глебова. Работала в школе учителем рисования и черчения, руководила изостудией «Солнышко» при домоуправлении №23, последнее место работы – ОАО «Гомельтранснефть «Дружба».
Говорят, что самая большая ошибка в жизни – это попусту растраченный талант. Поэтому даже тогда, когда у меня были маленькие дети, я старалась не оставлять занятия творчеством.
Конечно, на первом месте была семья, и всё же я находила время для совершенствования своего мастерства. Человек всегда должен помнить о том, что он оставит своим детям и внукам – пустые стаканы и гору бутылок или нечто полезное, нужное людям, чем потомки могут гордиться.
— Картины, выполненные нефтью, напоминают старинные фотографии. От них веет теплом, спокойствием и умиротворенностью…
— Цвет нефти – это цвет земли нашей, плодородия и успешности. Именно поэтому картины, написанные нефтью, навевают чувство спокойствия, уверенности и защищенности.