Компания-застройщик участков на улице Флотской «Премиум-Проект» фактически признала, что не в состоянии построить необходимую социальную инфраструктуру для «своего» микрорайона. Это может означать, что анонсированное в декабре начало строительства детского сада на Флотской так и не начнётся (на данный момент работы не ведутся), а городские и областные власти вынуждены будут «подчищать» за застройщиком его непрофессионализм за счёт бюджета, сообщает корреспондент REGTime.
В Брянском горсовете состоялось очередное заседание рабочей группы по внесению изменений в генеральный план Брянска — рассматривались итоги широкой кампании по обсуждению генплана, которая была организована в ноябре-декабре прошлого года. Тогда, напомним, предложения по изменению в генеральный план дали каждый из четырех районов Брянска, отдельно обсуждались перспективы развития областного центра с представителями Брянского района и отдельно — т.н. «спорные территории», к которым относятся поймы, памятники природы, кладбища, городские леса. После обобщения эти материалы были переданы проектировщикам из института «Гипрогор», которые вынес ли своё решение. Отмечая высокую активность городских властей и общественности Брянска, замгендиректора ОАО «Российский институт градостроительства и инвестиционного развития «Гипрогор» Сергей Ткаченко попросил учитывать, в первую очередь, мнение профессионалов. «Вся работа проведена компетентными специалистами с профессиональным образованием и большим опытом, поэтому к их мнению все службы города должны прислушиваться, — отметил он. — Предложенные проектные решения кладутся в основу перспективного развития города на среднесрочную и далекую перспективу».
С точки зрения профессионализма, о котором говорил г-н Ткаченко, в городской рабочей группе в качестве «тяжёлой артиллерии» выступает член Общественного совета города, а в прошлом главный архитектор Брянска — Владимир Ющук. На прошедшем заседании он напомнил, что главный документ города должен содержать технико-экономические показатели: общая площадь проектируемых микрорайонов, количество населения и другие данные, необходимые для прокладки инженерных сетей. «Я очень хочу видеть на совещаниях сетевиков: электриков, газовиков. Именно они и должны ставить перед проектировщиками такие задачи», — отметил архитектор. Также Владимир Ющук призвал членов рабочей группы приступить к обсуждению проекта Правил землепользования и застройки территории города Брянска.
Заседание рабочей группы состоялось накануне очень важного события в жизни Брянска — на 25 февраля намечены публичные слушания, где обсудят новые границы памятника природы «Верхний и Нижний Судки». В настоящее время природоохранные зоны активно осваиваются застройщиками — под различными предлогами и ссылками на самые неожиданные документы. Создаётся впечатление, что большая часть брянских застройщиков принялась активно добывать себе территории в самых неожиданных (но очень «центровых») местах, пытаясь успеть до принятия генплана, который сам по себе должен стать законом для строителей. Именно поэтому при наличии огромного пустыря посреди Брянска — территории старого аэропорта, на которой можно разместить небольшой город, — мы наблюдаем строительство на склонах оврагов, в затапливаемых поймах, на пятачках посреди частного сектора, в городских лесах и парках. Возникают самые настоящие экологические «горячие точки» — Судки, Больничный городок, Флотская.
Однако даже здесь вопрос по Флотской стоит особняком. И дело тут не столько в экологии, сколько в уже упоминавшемся выше профессионализме — в данном случае профессионализме застройщика. Застройщик анонсировал в 2011 году десятилетний проект строительства микрорайона общей площадью 815 тыс. квадратных метров с тремя детсадами на 270 мест и двумя школами, но, как выясняется, рассчитывал на то, что все эти радужные планы будут оплачены из чужого кармана. В ноябре 2011 года директор «Премиум-Проекта» Александр Гавриш пишет на имя губернатора: «…С целью получения возможности формирования социальной цены на жильё, просим рассмотреть вопрос о включении в соответствующие областные и федеральные программы строительство указанных объектов (школ и детсадов — Ред.)». Но, что самое интересное, в том же письме г-н Гавриш честно признаёт: да, я выиграл конкурс, в условиях которого прописано — я должен построить жильё, инженерную инфраструктуру и объекты социального назначения. И тут же заявляет примерно следующее: я выиграл, но денег у меня нет, поэтому дай денег!
В тот момент на этот способ рэкета внимания не обратили. В тот момент, начальник областного управления имущественных отношений Дмитрий Полещенко добивался включения «Премиум-Проекта» в целевые программы строительства детсадов и школ на Флотской (хотя и с обтекаемыми формулировками: «…считаем целесообразным поручить исполнителям подпрограмм включить в программу «Жилище» финансирование строительства социально значимых объектов…» по Флотской). Понадеявшись на то, что деньги из бюджета выделят, застройщик кинулся возводить «дома на песке» (эпопея с этим строительством многократно описывалась в СМИ), совершенно позабыв о том, что придёт время расплачиваться по всем условиям конкурса.
И вот наступает 2013 год — год сдачи первых домов. И вот тут-то и выясняется, что на инфраструктуру денег у застройщика попросту нет — благодетель ушёл, так и не успев включить «подопечного» в программы. Плюс к этому принимается новый генеральный план, который разрабатывают московские профессионалы из института «Гипрогор». Их не интересуют лоббисты мелких застройщиков. Поэтому они не намерены в новом генплане обозначать территорию по Флотской как «Ж1» (т.е. предназначенную для многоэтажной жилой застройки). Мотивировка проектировщиков: этого нельзя делать ни по каким существующим нормативным документам — в том числе (!!!) и по муниципальным брянским. Максимум на что соглашаются москвичи — обозначить как Ж1 уже застроенную территорию, на которой стоят несколько домов, а остальные участки отнести к категории ОД4 (зона общественно-деловой активности низкого приоритета).
И вот тут уже начинается форменная истерика. Понимая, что всё «нажитое непосильным трудом» уплывает из рук, застройщик начинает метаться из стороны в сторону: пишет паническое письмо губернатору («…как нам стало известно, Брянской городской администрацией и Брянским городским Советом народных депутатов обсуждается вопрос об изменении действующей схемы территориального зонирования города Брянска, в рамках которого планируется изменить существующий вид разрешённого использования данной территории. Такое решение при ведёт к остановке строительства микрорайона, не позволит создать соответствующую инфраструктуру для уже построенных домов…»); подаёт в суд на управление имущественных отношений на сумму 93 млн. рублей, — внимание!!! — обвиняя власти в том, что земля на предоставленном участке по Флотской НЕПРИГОДНА ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА (дело №А09-9795/2013); срочно просит денег в департаменте строительства и архитектуры на «строительство школы и детского сада в микрорайоне по ул.Флотской» и продолжает лихорадочно строить, заявляя, что в середине этого года «выйдет на строительство детского сада» (беспроигрышный, с его точки зрения, аргумент для шантажа городских властей, учитывая внимание федеральных структур к ликвидации очереди в детсады). Но не сделано ни одного телодвижения для того, чтобы выполнить прямое поручение городских властей — на ноябрьском заседании рабочей группы по генплану замглавы горадминистрации Иван Медведь потребовал, чтобы к общественным слушаниям, посвященным генеральному плану, компания-застройщик провела серьезную экологическую экспертизу и защитила свой проект перед горожанами — и заказать такую экспертизу проекта следует в «организации, которой все стороны могли бы доверять — не «ооошке», а серьёзном федеральном учреждении».
Вот этого г-н Гавриш как раз делать не собирается. Мало того, его аргументация заслуживает отдельного упоминания. Цитата из письма губернатору Николаю Денину, датированного 12 ноября прошлого года и подписанного лично Александром Гавришем: «…Придание данной территории (пойме на Флотской — Ред.) статуса природоохранной зоны, по нашему глубокому убеждению, приведёт к остановке комплексного освоения территории, а в конечном счёте, к её захламлению и полной социальной невостребованности».
«Когда застройщик оформлял документы на строительство, разве он не видел, где собирается строить? Разве его насильно тянули на склоны 30-метровых оврагов и/или на самое дно лугов, которые по весне накрывает пять с половиной метров проточной воды?», — справедливо задаёт вопрос председатель организации «Брянские Экологи» Дмитрий Комков. Если застройщик действительно собирался действовать по принципу «Ввязаться в бой — а там посмотрим» — это, как минимум, отсутствие профессионализма. Если г-н Гавриш ввязывался и понимал, что ни денег, ни ресурсов у него нет, то это уже умышленные действия другого порядка (ему не привыкать — в декабре 2011 года Александр Гавриш был признан виновным по статье 177 УК РФ «Злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности», составившей почти 25 млн. рублей, и приговорен к шести месяцам условно, сейчас ИП Гавриш А.М. как раз по этому делу признан банкротом) и сильно похоже на мошенничество. Небольшая иллюстрация — он пытается, мягко говоря, ввести в заблуждение даже первое лицо области, у которого просит денег на детсад и школу, которые должен, по условиям конкурса, строить сам: пишет, что ООО «Премиум проект» «участвует в реализации приоритетного проекта по повышению доступности жилья для экономически активного населения, проводимом Госстроем России (копия заявки прилагается)», но ни слова о том, что дальше заявки его участие в этой программе не пошло.
[nggallery id=483]
Итак, итоги. Если есть профессиональный и социально ответственный бизнес — таких примеров в Брянске достаточно, то существует и «социально безответственный» — и история с микрорайоном по Флотской тому пример. На истерическое письмо с просьбами о деньгах в департаменте строительства и архитектуры Александру Гавришу ответили: «Предусмотреть финансирование указанных объектов (школы и детсада — Ред.) в настоящее время за счёт средств областного бюджета, предусмотренных на инвестиционную программу, не представляется возможным».
Варианты дальнейшего развития событий удручающи. Понятно, что без денег «Премиум проект» не сможет построить социальную инфраструктуру. Наиболее «прозрачный» вариант: со скрипом будет построено ещё несколько домов, после чего, в связи с масштабным освоением территории старого аэропорта и конкуренцией, львиная доля покупателей выберет центр города и более качественное жильё для своего проживания, а девелопер пойменных территорий окажется в ещё более сложной экономической ситуации — ведь мало кто захочет покупать жильё эконом-класса по цене более дорогого и комфортного, а без существенного повышения цены денег на обещанную инфраструктуру взять неоткуда. Вероятнее всего, застройщик бросит жилую зону на Флотской и уйдёт строить туда, где не будет социальных обременений. А завершать начатое вынуждены будут власти — строить новый детсад или школу или то и другое вместе, «подчищая» за социально безответственным бизнесом.