Почти полтора десятка лесных пожаров обнаружено на территории Брянской области во время авиаинспекции, проведённой эмиссаром из Центрального регионального центра МЧС России 12 октября. Причиной инспекции стал стойкий запах гари в Москве, который экологи упорно привязывали к своим «любимым» «чернобыльским торфяникам». В регионе на всякий случай объявлен особый противопожарный режим, сообщает корреспондент REGTime.
Авиаразведку лесопожарной обстановки в Брянской области провёл в воскресенье, 12 октября, замстителя начальника Центрального регионального центра МЧС России Андрей Лутошкин. Причиной для визита эмиссара из центра стала неблагоприятная экологическая обстановка в Москве. Утром в пятницу, 10 октября жители столицы начали жаловаться на стойкий запах гари. В твиттере люди сообщали, что пахнет на севере, юго-западе и юго-востоке мегаполиса. Сильно пахло горелым и в центре Москвы. После 16.00 сотрудники «Greenpeace России» получили свежие снимки космического мониторинга и обнаружили, что дым на Москву идет как раз с юго-запада, из Брянской области. «Там горят торфяники, которые находятся на территории «чернобыльского следа», — сообщил руководитель лесного отдела организации Алексей Ярошенко. «Снимок камеры MODIS спутника Terra показал, что дым в сторону столицы идет с группы лесоторфяных пожаров, действующих в западных районах Брянской области, в том числе с крупного осушенного торфяника, расположенного в зоне сильного радиоактивного загрязнения — «чернобыльского следа», — сказал Ярошенко. Вечером Мосэкомониторинг подтвердил, что продукты горения могли прийти из Брянской области.
На фотографии действительно виден дымный след, который тянется от торфяников в Брянской области на границе с Белоруссией к Москве. Видно, что дым преодолел половину расстояния до Москвы, остальную территорию покрывают облака.
Между тем, на сайте МЧС по Брянской области указано в сводке на 6 утра 10 октября, что природных пожаров на территории региона не зарегистрировано. Аналогичное сообщение было опубликовано и 9 октября. В сводке за 8 октября говорится об одном очаге лесного пожара, но в каком конкретно районе, не уточняется. Эта радужная информация полностью противоречила данным органов чувств жителей Брянска — стойкий запах гари ощущался в ночь на пятницу, в субботу и воскресенье. Очевидцы сообщали о сплошной пелене дыма в районе Сельцо (вдоль железной дороги), а также под Выгоничами на заливных лугах.
Проверить несоответствие радужных докладов регионального ГУ МЧС и реальности и прилетел в Брянск полковник Лутошкин (на фото). В ходе авиаразведки, как сообщили журналистам на аэродроме по прилёту инспекции, было установлено, что в труднодоступных для мониторинга местах в Почепском, Стародубском, Клинцовском, Суражском, Гордеевском, Унечском, Мглинском и Новозыбковском районах действует 14 очагов возгораний — из них 8 загораний сухой травы, 2 загорания лесной подстилки и 3 сельхозпала и 1 загорание торфяной подстилки. Все они были также продемонстрированы заму губернатора Сергею Сергееву и руководителю ГУ МЧС Юрию Котелевцу.
Как утверждается, все загорания находятся далеко от поселений в труднодоступных местах и они уже ликвидированы силами лесопожарной службы Брянской области. Это объяснение, правда, никак не объясняет сплошную пелену дыма под Сельцо и стойкий запах гари в Брянске. Также непонятно, зачем «для помощи в ликвидации возгораний в Брянскую область направлен отряд Тульского спасательного центра МЧС России» (если возгорания ликвидированы).
Тем не менее, в Брянской области «на всякий случай» объявлен особый противопожарный режим и временное ограничение посещения лесов — указом врио губернатора Брянской области № 314 от 10.10.2014 г. «в связи с высокой вероятностью возникновения чрезвычайных ситуаций на территории области, вызванных опасным метеорологическим явлением – аномально сухой погодой, повышением класса пожарной опасности в лесах».
В понедельник, 13 октября, состоится заседание правительства Брянской области по внезапно открывшейся ситуации с природными пожарами, которая, по утверждению пресс-службы ГУ МЧС, «находится под контролем».