Ровно 24 года назад, 19 августа 1991 года, начался так называемый «августовский путч» — событие, которое привело к радикальным изменениям политической ситуации в Советском Союзе. В результате политического кризиса в СССР и событий августовского путча, Советский Союз перестал существовать. Единого мнения относительно последствий «путча» в российском обществе до сих пор нет. А брянское областное руководство 19 августа, как обычно, обсуждало подготовку к уборке картофеля, сообщает корреспондент REGTime.
Россия отмечает очередную годовщину т.н. «августовского путча», чуть было не повернувшего историю страны в совершенно другую сторону. 19 августа 1991 года в СССР было объявлено чрезвычайное положение и произошла попытка государственного переворота. Группа высших руководителей СССР, включая вице-президента страны Геннадия Янаева, министра обороны СССР Дмитрия Язова, председателя Комитета госбезопасности (КГБ) Владимира Крючкова, отстранила президента Михаила Горбачёва от власти, передав власть Госкомитету по чрезвычайному положению (ГКЧП).
Декларируемой целью ГКЧП было предотвращение распада Советского Союза. Однако «путчисты» продержались у власти лишь три дня. В результате действий руководства РСФСР во главе с президентом Борисом Ельциным организаторы ГКЧП не смогли удержать власть, Михаил Горбачев был возвращён в Кремль, а члены ГКЧП оказались за решеткой.
Интересно, как восприняли «путч» в Брянске — и власти, и демократы первой волны, и обычные граждане. Один из активных демократов первой волны — на тот момент главред независимой газеты «Брянское время» и депутат облсовета Игорь Шерман вспоминает, что на утро 19 августа 1991 года было назначено заседание президиума облсовета.
«В малом зале облисполкома собрались члены президиума во главе с председателем Совета и первым секретарем обкома КПСС Анатолием Войстроченко. Не вдаваясь в подробности, обсудили подготовку к уборке «второго хлеба» — картошки, и ни слова не обронив о ГКЧП, объявили заседание закрытым. На наши призывы обозначить своё отношение к сложившейся в стране ситуации ни Войстроченко, ни его заместитель Владимир Сидоренко, ни тогдашний председатель облуправления КГБ никак не откликнулись», — рассказывает г-н Шерман.
Зато поражение «путча» брянские люди приняли с энтузиазмом: непорядки во власти закончились, победитель определён, поэтому можно быть рядом с победителем. 21 августа 1991 года на главной площади Брянска состоялся митинг (на фото Геннадия Курбатова). «Брянское время» устами Юрия Фаева рассказало об этом так: «Митинг на площади пока еще имени Ленина, который мы организовывали в поддержку Ельцина и России, неожиданно стал праздничным митингом. Среди выступавших я увидел и тех, кто все дни просидел тихо, а сейчас яростно подтверждал свои права быть демократом. Брянское телевидение впервые решилось снять несанкционированный митинг. Это тоже выглядело любопытно».
23 августа по указу Ельцина была приостановлена деятельность КПСС на территории РСФСР, в ноябре ее запретили. 24 августа Горбачев объявил об уходе с поста генерального секретаря ЦК КПСС, вышел из партии и обратился к членам ЦК с призывом о самороспуске. Союзные органы исполнительной власти, включая силовые структуры, Ельцин своим указом переподчинил президенту РСФСР. В декабре 1991 года Горбачев объявил об отставке с поста президента СССР.
В результате политического кризиса в СССР и событий «августовского путча», Советский Союз перестал существовать. В 1994 году члены ГКЧП были амнистированы Государственной думой РФ.
Начиная с 1994 года «Левада-центр» проводит опрос россиян об их отношении к событиям августа 1991 года. И в этом году социологи вновь получили результаты, которые показали — мнения россиян о событиях 1991 года, послуживших основой для распада СССР, диаметрально противоположны. 41% респондентов оценивает события «путча» как трагические, гибельные для страны и народа. Треть (32%) считают, что «путч» — это просто эпизод «борьбы за власть в высшем руководстве». 17% опрошенных не смогли дать четкую оценку событиям 1991 года.
Только 10% респондентов уверены в том, что «путч» стал победой «демократической революции». Впрочем, как отмечают социологи, эта цифра всегда невысока, что неудивительно: историю России после гибели СССР вряд ли можно назвать легкой, и события 1991 года в этой связи однозначно не могут восприниматься как безоговорочная победа.
Что же касается последствий «путча», то здесь также не наблюдается единой и четкой позиции. 37% участников опроса убеждены, что после ГКЧП и защиты Белого Дома страна стала развиваться в неверном направлении. 34% придерживаются противоположной точки зрения, а еще 28% не смогли определиться с ответом.