Госдума 13 июля приняла в третьем, окончательном чтении закон о присваивании политическим НКО, финансируемым из-за рубежа, статус «иностранных агентов». «За» проголосовали 374 депутата, «против» — три, один человек воздержался. По словам депутата-единоросса Вячеслава Никонова, заявил, что этот документ представляет собой «мягкую форму самообороны российского государства и российской государственности».
Согласно новому закону НКО, которые занимаются политической деятельностью и имеют зарубежные источники финансирования, получат статус «выполняющих функции иностранного агента». Они будут внесены в специальный реестр, и для них будет действовать иной правовой режим, предусматривающий, в частности, особую отчетность и особые проверки.
Автором законопроекта стал депутат «Единой России» Александр Сидякин, в свое время инициировавший закон об ужесточении наказания за нарушения на митингах.
Председатель Союза женщин России и депутат Госдумы Екатерина Лахова в интервью телеканалу «Россия 24» привела интересные цифры: в России насчитывается около 100 тыс. некоммерческих организаций, из которых на иностранные гранты осуществляют свою деятельность чуть более 1000 — и только около 100 из них занимаются «политической» деятельностью. Т.е. негативный информационный фон создают именно они, мотивируя интересами «всех», и именно они подпадут под действие нового закона об НКО, выполняющих функции иностранного агента. Встать в специальный реестр, вероятно, придется в том числе ассоциации «Голос» и «Transparency International – Россия».
Одним из самых спорных моментов закона является корректность термина «иностранный агент». По мнению Екатерины Лаховой, его применение совершенно корректно, так как это понятие закреплено в законе и обозначает представителя. Путаница возникает из-за бытового понимания слова «агент» как синонима слова «шпион».
Екатерина Лахова утверждает, что ей не понятно, почему законопроект вызвал такой ажиотаж среди общественных организаций. По ее словам, аналогичные законы действуют во многих странах, и они необходимы для национальной безопасности. В качестве примера приводится гораздо более жёсткий, если нес казать — жестокий американский Закон о регистрации иностранных агентов — The Foreign Agents Registration Act (FARA)
По ее словам, все противники нововведения ссылаются на статью Конституции, предписывающую не дискриминировать общественные организации (а введение нового наименования, по их мнению, является именно дискриминацией). При этом они забывают о том, что в Конституции указано, что можно ограничивать права и свободы граждан в мере, необходимой для сохранения конституционного строя. К тому же, предлагается не запрещать функционирование организаций, получающих иностранные деньги, а только вводить для них дополнительную отчетность.
Власти США уже обеспокоены российским законом об «иностранных агентах», поскольку он может ограничить деятельность общественных и правозащитных организаций. Об этом заявил на брифинге представитель Госдепартамента США Патрик Вентрелл, передает РИА «Новости». С критикой законопроекта выступила и верховный представитель ЕС по внешней политике и безопасности Кэтрин Эштон, сообщает Deutsche Welle. Она выразила серьезную обеспокоенность по поводу законопроекта, значительно затрудняющим деятельность некоммерческих организаций. В заявлении главы европейской дипломатии подчеркивается, что этот закон не имеет правовых аналогов ни в Европе, ни в США.