Скандал на ровном месте, спровоцированный длинным языком «батьки» Лукашенко и несерьёзным опросом интернет-ресурса «Город Б.», заставляет вспомнить реальную историю взаимоотношений брянских и белорусских земель. И выясняется, что Стародуб таки был гомельским райцентром, а два района в Брянской области уже в постсоветское время просились в Белоруссию, сообщает корреспондент REGTime.
Началось всё с пресс-конференции президента Белоруссии Александра Лукашенко, которую он дал для представителей российских региональных СМИ 17 октября. На ней он с прямотой директора совхоза рассказал о своих переговорах с президентом российским. В частности, батька выдал следующую фразу: «Я не допускаю, чтобы Беларусь там в какой-то очередности стала очередным государством, у которой Россия по каким-то причинам заберет часть территории или всю Беларусь (…) Я говорю: «Владимир Владимирович, вы не переживайте. У нас нет напряжения в этой части. Это вы, говорю, должны напрягаться. Потому что часть псковских, смоленских и брянских земель когда-то принадлежала Беларуси. Поэтому придется поделиться…»
Историю батька, хоть и является выпускником истфака могилёвского пединститута, не знает — потому что больше занимался комсомольской работой. Иначе бы знал, что не было в истории такого понятия — белорусские земли. Белоруссия — искусственное образование, придуманное большевиками в 1919 году на месте созданной в условиях германской оккупации т.н. независимой Белорусской Народной Республики (БНР). После этого границы новообразования в условиях гражданской войны кроились в Москве в соответствии с нуждами текущего момента, пока не пришли к современным послевоенным границам. Так, например, в марте 1924 года и декабре 1926 года часть российской территории, а именно: части Витебской (с Витебском), Смоленской (с Оршей), Гомельской губернии (с Гомелем) губерний были переданы в состав Белорусской ССР (таким образом территория БССР увеличилась более чем вдвое).
Действительно, Гомельская губерния — это совсем не Белоруссия. Это вполне себе Россия — в Гомельскую губернию РСФСР (существовала с 1919 по 1927 годы) входили Мглинский уезд с Почепским районом, Новозыбковский уезд, Суражский уезд и — да! — Стародубский уезд. Но при передаче Гомеля Белоруссии Стародуб и остальные три уезда отдали новообразованной Брянской губернии, 95-летие которой мы будем отмечать в следующем году. Так что огромный вопрос, кому ещё придётся землями делиться.
А вот примеры, когда брянские земли сами просились в Белоруссию — были. Причём не так давно. В 1998 году попросился к батьке Красногорский район. Инициативная группа жителей собрала более 5 тыс. подписей за отделение от России и переход под власть Белоруссии, а глава района Илья Кирченко направил соответствующее письмо президенту союзного государства. В результате глава района попал в больницу и лишился своего поста, а историю, которая в 90-е годы, тянула на крайне вялую сенсацию, постарались замять. В Брянске сюжет об этом делала только телекомпания «60-й канал», хотя в условиях российской инертности собрать 5 тысяч подписей при том, что население района составляет 16 тыс. человек (а избирателей чуть больше 10 тыс.) — это образец невиданной гражданской сознательности.
Вторая история вокруг выхода района из состава Брянской области в Белоруссию случилась десять лет назад в 2004 году. Глава Злынковского района Николай Зевако на одном из совещаний предложил отделиться от России и всем районом войти либо в состав Белоруссии, либо в состав Украины. Своё предложение местный чиновник мотивировал тем, что район постоянно отдает все заработанное в виде налогов в федеральный центр и в областную казну. В самом районе даже начался сбор подписей за отделение от России. Правда, районный глава быстро сдал назад. «На том совещании, после которого СМИ обвинили меня в политике, направленной на развал России, мы говорили только об экономике. Ни о каком присоединении Злынковского района к Украине речь не шла. У нас с ней даже общих границ нет, — объяснял Николай Зевако газете «Новые Известия». — Когда мне вдруг позвонили из областной администрации и потребовали объяснений, я не понял, о чем идет речь. Потом пошли звонки из администраций президентов Белоруссии и Украины и от журналистов. Мне пришлось отправить телефонограмму премьер-министру Фрадкову, что все это выдумки».
Поэтому, когда на брянском сайте в несерьёзном опросе вдруг 75% набрал ответ «На референдуме я проголосую за Брянск в составе Белоруссии» у властей случился сначала лёгкий шок, а потом желание сделать так, чтобы этого опроса никогда не было.
Хотя законодательно идея жителей-сепаратистов изначально обречена на провал. Как гласит статья 4 Конституции РФ «Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории», а статья 71 закрепляет территорию России в исключительном ведении федеральных властей. Если же глава муниципального образования издаст какой-либо акт, создающий угрозу единству и территориальной целостности Российской Федерации, то статья 7 закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дает право высшему должностному лицу субъекта Федерации отрешить такого главу муниципалитета от власти. Президенту Белоруссии и всем паникёрам — учить матчасть.