Проект налога на интернет вызвал протест со стороны Общественной палаты России, сообщает ТАСС со ссылкой на председателя комиссии по общественному контролю, общественной экспертизе и взаимодействию с общественными советами Лидию Михееву.
Общественники считают, что поголовное взимание такого налога по умолчанию предполагает, что все пользователи пользуются в интернете нелегальным контентом. Это противоречит конституционному положению о свободном воспроизведении контента пользователями в личных целях. И напротив, уплата налога будет формировать у пользователей ощущение, что дополнительно они не должны платить за контент. Это может ущемлять права конкретных правообладателей.
В декабре 2014 года ОП в ходе предварительных чтений уже выступала против введения глобальной лицензии.
Сам законопроект для общественного обсуждения был опубликован в феврале 2015 года. Оно продлится до 21 апреля. Согласно законопроекту, поправки предложено внести в Гражданский кодекс. За «глобальную лицензию на использование произведения науки, литературы и искусства» будет собирать вознаграждения специальная уполномоченная организация, говорится в законопроекте. Эта же организация должна составить реестр объектов авторского права.
Саму ставку сбора должно определить правительство. По расчетам Минкультуры, плата за лицензию должна составить не более 5–10% от суммы общей абонентской платы за услуги провайдера. Ввести подобный закон предложил Российский союз правообладателей (РСП), который возглавляет Никита Михалков.
Против введения законопроекта уже выступили студии звукозаписи, провайдеры и депутаты профильного комитета. Также законопроект раскритиковали правообладатели — концепция введения антипиратского сбора, по их словам, может нанести вред гражданам России, говорилось в письме Mail.ru, «Яндекса», «ВКонтакте» и «Рамблера» к президенту России Владимиру Путину. По оценкам Минкомсвязи, при введении этого налога на грани банкротства окажутся 70% кинотеатров, ударит он и по телеканалам. Так, производители контента сейчас продают телеканалам продукцию практически по себестоимости, а реальную же прибыль они получают за счет вторичных продаж в интернете, говорилось в письме ведомства.