Разразившийся в конце мая-начале июня скандал вокруг банкротства крупной частной инжиниринговой компании «Группа Е4» прошёл для широкой публики незамеченным. А зря. Увлекательное зрелище: второй по богатству министр российского правительства «сливает» стратегический энергетический актив, стремясь стать самым богатым министром, сообщает корреспондент REGTime.
Сначала о компании. «Группа Е4» — одна из крупнейших инжиниринговых компаний в энергетике, в которой трудятся более 20 тыс. человек. Основана в 2006 году Михаилом Абызовым, ранее — топ-менеджером «РАО ЕЭС России», объединила крупные проектные институты, строительно-монтажные организации и другие предприятия. На нее приходилось около 20% крупных подрядов в генерации, заказчиками выступали «Фортум», «Газпром энергохолдинг», «Квадра», «Интер РАО» и другие, но за последние полгода они расторгли большинство контрактов.
Почему? «Группа Е4» регулярно допускает неисполнение крупных контрактов, имеющих важное значение для энергетической отрасли страны. Так, в СМИ широкое освещение получил срыв строительства Няганской ГРЭС в Ханты-Мансийском автономном округе.
И современное состояние дел: «Группа Е4» находится в предбанкротном состоянии из-за многомиллиардных долгов компании перед группой банков-кредиторов (Альфа-банк, Сбербанк и «Глобэкс») и контрагентами, а также из-за многомиллионных задолженностей по зарплате своим сотрудникам. Хотя «свет в конце тоннеля» есть — неделю назад компанию приобрела некая «крупная инвестиционная группа». Покупатель, сумма и условия сделки не раскрываются. Новый инвестор считает, что сделка поможет финансовому оздоровлению холдинга: он планирует реструктурировать активы и развивать новые направления бизнеса, говорится в сообщении самой «Группы Е4». «КоммерсантЪ» немного добавляет: сделка по продаже компании была денежной, проводилась оценка активов.
А теперь — куда пошли деньги от сделки. Правильно — бенефициару (вернее — экс-бенефициару) «Группы Е4» и, по удивительному стечению обстоятельств, высокому государственному чиновнику, министру РФ по вопросам «Открытого правительства» Михаилу Абызову. Формально, конечно, компания принадлежала супруге г-на Абызова Екатерине Сиротенко, а управлялась через кипрский оффшор «Eforg Asset Management Limited».
Михаил Абызов — уникальный российский чиновник. Обычно, когда бизнесмены переходят на госслужбу, их доходы незамедлительно падают — совмещение бизнеса и государевой службы недопустимо и строго карается. Однако г-н Абызов, находясь на государственной службе сумел заработать в 2012 году 60 млн. рублей, в 2013 году — уже 282 млн. рублей, а в 2014 году — 222 млн. рублей. То есть за период нахождения на должности министра его доходы выросли практически в 5 раз. Несомненно, по итогам 2015 года Михаил Абызов сумеет отобрать (если феноменом стремительно богатеющего госчиновника более никто не заинтересуется) пальму первенства у вице-премьера Александра Хлопонина (в 2014 году тот заработал 280,6 млн руб.).
Что же это за персонаж на российском политическом Олимпе? REGTime уже однажды пытался понять, что такое «Открытое правительство», которое лоббирует г-н Абызов, и чем оно чревато для России. Строго говоря, этот проект изначально является американской инициативой по внедрению системы оказания внешнего воздействия на ключевые решения, принимаемые правительственными структурами. К реализации данного проекта в России с подачи именно г-на Абызова были привлечены многие западные консалтинговые и аудиторские компании, которые неоднократно упоминались в связи с возможным их использованием иностранными спецслужбами. Ряд их руководителей, так же, как и выехавший из России Сергей Гуриев, получили назначения в Экспертный совет, сформированный лично г-ном Абызовым и постоянно увеличивающий свое влияние на принятие важнейший решений правительства Российской Федерации, в настоящее время получивший мощнейшие рычаги влияния на весь государственный аппарат.
Любопытный факт. Комментируя сделку по продаже «Группы Е4», представитель министра по вопросам «Открытого правительства» заявил, что «Михаил Абызов не имеет отношения к Е4, с тех пор как перешел на госслужбу». Однако, в состав возглавляемого им Экспертного совета входят президент ОАО «Группа Е4» Андрей Малышев) и генеральный директор ОАО «е2», аффилированной с «Группой Е4» Николай Зуев. Министр-бенефициар и два босса аффилированных с ним компаний в одном Экспертном совете — нет ли тут конфликта интересов?
Теперь — поподробнее о некоторых «закрытых» сторонах главы российского «Открытого правительства». Начнём с того, что г-н Абызов фактически уже не россиянин. Его семья постоянно проживает за рубежом. Его сыновья Даниэль и Никита, а также дочь Зоя являются гражданами США, а супруга Елена Сиротенко имеет вид на жительство в США, её родители с 1991 года постоянно живут в США, где в 2008 году получили гражданство.
Семья министра имеет в пользовании ряд объектов зарубежной недвижимости: квартиру (341 кв. м.) и гараж (42 кв. м) в Лондоне, загородный дом (180 кв.м.) в Италии; на сына Даниэля оформлена вилла в провинции Гросетто, Тоскана, Италия, стоимостью 2,2 млн. евро.
Наконец, данные иностранных новостных агентств, проведших свое собственное расследование, свидетельствуют о том, что Михаил Абызов сосредоточил практически все свое имущество за рубежом. Он владеет британской компанией «Powerfuel» с законсервированными угольными шахтами в графстве Южный Йоркшир, инвестиционным фондом «Bright Capital», реализующим в США проекты в области энергетики.
Более того, результаты расследования показывают, что г-н Абызов контролирует «от сорока до пятидесяти» компаний и фондов на Кипре, Британских Виргинских островах и Каймановых островах. Через эти и другие фирмы он фактически владеет активами в Великобритании и США стоимостью в сотни миллионов долларов. Журнал «Forbes» подсчитал, что общая стоимость раскрытых активов Михаила Абызова, находящихся в России, в настоящее время достигает 1 млрд. долл. США.
Полученный иностранными журналистами конфиденциальный документ, подготовленный московскими представителями Михаила Абызова и переданный кредитным учреждениям в Лондоне, содержит указания на принадлежащие ему офшорные компании, через которые он держит свои активы. Компании, перечисленные в отчетах, опубликованных в России и Великобритании, включают зарегистрированные на Кипре Tecalson Investments, Kalielson Investments, Blackville Investments, Gardenvale Investments, Kevalda Holdings, Eforg Asset Management, Sibeco Asset Management и Obymen Lake Holdings Ltd. На Британских Виргинских островах и Каймановых островах зарегистрированы Batios Holding Ltd., Fortiza Ltd., Arinya United Company S.A. и Kolora Management Inc. Эти названия можно также обнаружить в материалах судебных разбирательств на сайте Высшего Арбитражного Суда России. По информации российских и британских экспертов, это подставные фирмы, через которые Михаил Абызов контролирует мощности по выработке электроэнергии, а также оптовые и розничные распределительные сети в ряде регионов России. Общая стоимость выявленных активов составляет миллиарды долларов.
То есть, стратегической отраслью — энергетикой России — управляет фактически иностранный агент, нарушающий российское антикоррупционное законодательство. Мало того — во время истории с банкротством «Группы Е4» Михаил Абызов, используя свое положение в качестве руководителя Экспертного совета при правительстве Российской Федерации, предпринял попытки по организации ее слияния с госкорпорацией «Росатом». Это позволило бы ему переложить все долговые обязательства «Группы Е4» на «Росатом» и получить доступ к крупным «атомным» стратегическим контрактам.
Ну, хоть этого не случилось… А то ведь, по некоторым данным, и его супруга Елена Сиротенко, и он сам балуются лёгкими наркотиками…