Брянску уже более тысячи лет. Многие постройки деревянного практически всю свою историю города безвозвратно утрачены. Многое из каменного наследия прошлого перестроено и переделано. Но внимательному взгляду гостя город может показать свою «изнанку» — прошлое, которое осталось нам, чтобы мы его увидели.
«Храм открывался взглядам не сразу. Нужно было очень долго и не пристально смотреть поверх крон, чтобы вдруг особым образом сложились линии и тени, световые зайчики и цветные пятна — и тогда вдруг весь пейзаж волшебно преображался, и перед тобой был не лес и не холмы, а — стены, поросшие мхом, башни, увитые лианами, ворота и мосты через ров: зеленая маска исчезала, и из-под маски показывалось, усмехаясь, чужое лицо», — так пишет замечательный писатель Андрей Лазарчук о затерянном в африканских джунглях сакральном городе Омумбуромбонго. Не спешите вздыхать об экзотике Чёрного континента. Затерянный город можно найти и в Центральной России. Для этого нужно просто «особым образом» посмотреть.
Для начала нужно выйти из гостиницы «Центральная», которую рекомендует гостям города портал OrangeSmile (номер можно забронировать прямо на сайте) на круглую Красную площадь, которую на законодательно утверждённом плане города начертала лично государыня Екатерина II. Сейчас, правда, эта площадь носит имя основоположника марксизма. Наш путь лежит вниз по лестнице, которая начинается на противоположной стороне от нашей гостиницы.
В наше время это часть бульвара Гагарина, которая соединяет площадь имени Карла Маркса с улицей Калинина. Но вам нужно идти по улице Рождественская гора от Красной площади к улице Большой Московской, центральной улице уездного города Брянска. И спускаться, ни на что не отвлекаясь до самой последней ступеньки, а потом решительно повернуть направо…
Самый древний дом
Брянску в этом году исполняется 1030 лет, но бесполезно искать на улицах города древнерусские здания или развалины. Почти всю свою жизнь — именно так, без кавычек, поскольку каждый город есть живой организм — он был деревянным, благо лесов вокруг всегда хватало. Всего в нескольких километрах от того места, где мы сейчас стоим — тот самый лес, где «на трёх дубах, на девяти суках» восседал Соловей-разбойник, побеждённый Ильёй Муромцем, ломившимся через брянские леса в Чернигов дорогою прямоезжею. Скажем по секрету: улица, на которую мы вышли, упирается прямо в этот лес, который сейчас называется рощей «Соловьи»…
Но мы отвлеклись — идём мимо здания сталинского ампира, в котором размещается облпотребсоюз, следом за ним — трёхэтажный жилой дом, архитектура которого перекликается с архитектурой первого корпуса городского училища, которое стоит прямо по диагонали бывшей Соборной площади. Но наша цель не это здание, а двор за его углом…
Дом, в котором сейчас находится ресторан «Дебрянск», на плане города 1802 года проходит, как дом на Соборной площади за нумером 95. Он — этот дом, — отделяет от улицы тесный живописный дворик с постройками, которые даже на первый взгляд видятся очень старыми. Есть мнение, что они — второй половины XVII века. Если стать особым образом напротив угла этого дома так, чтобы не было видно современной вечно куда-то спешащей улицы, и «очень долго и не пристально смотреть», как бы стирая приметы XXI века… то вдруг отдельные сохранившиеся элементы — сводчатые перекрытия, остатки старинной отделки, непохожие на современные кирпичи — сами начинают складываться в паззл и наводят на мысль, что это один из древнейших, если не самый древний дом в городе.
Собственно, так оно и есть — и он не очень изменился с тысяча шестьсот восемьдесят или девяносто какого-то года… Это место где время застыло — триста лет туда, триста лет сюда для изнанки города, чей счёт идёт уже на тысячелетия, не столь важны.
Могила революционного святого
Когда-то — да буквально сто лет назад — на горе над площадью возвышалось величественное здание Спасо-Поликарпова монастыря, посвящённого местному святому. Под этим именем почил в бозе воевода князь Петр Иванович Барятинский — потомок князей Олега Брянского, Романа Михайловича Брянского и Михаила Черниговского и Брянского. Ему приписывается изречение, что «город Брянск будет ни сыт, ни голоден и с тоски и печали весь разойдётся».
Однако нет ныне этого монастыря. Нет и подлинной честной гробницы святого старца. Практически все культовые постройки снесены, все мешающие могучим замыслам советским архитекторов домишки, торговые ряды тоже отправлены под нож бульдозера. Но в левом углу бывшей Соборной площади среди густой листвы деревьев стоит памятник. Это тоже гробница святого — но особого, революционного святого — Игната Фокина.
Родившись в 1889 году в Киеве, свои последние и самые яркие годы жизни Игнат Фокин связал с Брянским краем, перевернув своей волей и энергией всю историю XX века в городе. Именно ему Брянщина обязана тем, что стала отдельной административной единицей: подготовительная работа по выделению Брянской губернии из Орловской началась уже в начале 1918 года (а завершилась — после смерти Фокина в 1920 году). Звезда революционера-подпольщика взошла весной 1917 года, когда он вернулся в Брянский край из ссылки, организовал брянских большевиков в отдельную самостоятельную силу, планомерно поведя борьбу за власть с меньшевиками и эсерами. Организатора и идеолога высокого уровня — Фокина ценили как в губернском центре Орле, так и в Петрограде и в Москве. Ему не единожды предлагали, как бы сейчас сказали, карьерный рост, но он оставался работать в милом его сердцу рабочем городе Брянске. Однако развивать дело социализма пришлось уже не ему. По дороге с VIII съезда партии, Игнат Фокин подхватил распространенный в то страшное время тиф и ушел из жизни 13 апреля 1919 года, не прожив и тридцати лет.
Похороны Игната Фокина собрали по разным данным около или даже более двадцати тысяч человек.
Для понимания масштабов. За 20 лет, с 1840 года по 1860 год, население Брянска возросло с восьми до двенадцати тысяч человек, а к 90-м годам в уездном городе насчитывалось около 21 тысячи жителей. Учитывая пертурбации, связанные с первой мировой войной, и революционными бурями, 20 тысяч человек на тот момент — это почти всё население города Брянска, считая стариков и грудных младенцев!
Собор и его тень
И ещё раз отвлекаемся от действительности XXI века — хотя прямо на Славянской площади рядом с дорогой и остановкой общественного транспорта это будет сделать очень нелегко. Но необходимо, чтобы именно здесь «вдруг особым образом сложились линии и тени, световые зайчики и цветные пятна — и тогда вдруг весь пейзаж волшебно преображался».
Собственно нынешняя Славянская площадь — это, как уже много раз повторялось, бывшая Соборная площадь, центр прибрежной, «нижней» части уездного города Брянска. Это был и торговый центр — на месте площади примерно с XVI века находился «рынок» (эту торговую площадку можно назвать именно так), а позже — в XIX веке — на улице Большой Московской (ныне Калинина) находились многочисленные торговые ряды и магазины (даже улица, пересекавшая Большую Московскую и служившая границей площади, называлась соответственно — Мясные Ряды). Именно здесь на месте бывшего «рынка» находился и построенный на деньги купца и городского головы Николая Вязьмитина Покровский собор, закрытый в 1924 году и взорванный в 1968 году.
Существует легенда, что купец Николай Вязьмитин, начавший строить на свои деньги этот собор, настолько проникся значимостью события, что, в конце концов, сам ушёл в монахи и жил при том соборе, как последний служка. Однако купец Николай Алексеевич Вязьмитин волей божиею помре 9 января 1879 года, а собор был закончен стройкой в 1897 году. Он строился 35 лет и едва не сгорел в пожаре 1875 года, почти уничтожившем город.
К 1000-летию Брянска, которое отмечалось в 1985 году, была осуществлена попытка капитально реконструировать эту территорию — к концу 70-х она представляла собой пустырь и «торговые ряды» (множество киосков) на противоположной стороне улицы Калинина. На месте взорванного собора был построен крупнейший в Брянске киноконцертный зал «Дружба», а ближе к собственно улице Набережной, напротив лестницы бульвара Гагарина — устроен фонтан «Дружба народов». Хотели поставить ещё памятник Пересвету, но получилось только разбить сквер с дорожками, ограждёнными высокими бортиками.
И вот если всмотреться в расположение линий, образуемых этими высокими бортиками… И вдруг понимаешь, что брянские архитекторы сумели сделать для советских времён невозможное — они «нарисовали» контуры снесённого храма. Тень собора, как тени испарившихся людей в Хиросиме…
P.S. Портал OrangeSmile.com покрывает около 1200 популярных городов, регионов и курортов мира. Древний Брянск — только часть этого мира. Поднимаясь обратно с берега Десны по Рождественской горе в рекомендованную OrangeSmile «Центральную» или «Десну», подумайте — где ещё вы сможете совершить прогулку на «изнанку» города.