В ночь с 31 октября на 1 ноября празднуется Канун Дня Всех Святых — Хэллоуин. Праздник уходящий своими корнями в глубину веков и традициям древних кельтов и главному кельтскому празднику — Самайну.
Самайн (англ. Samhain — сауин, саун; гэльск. Samhuinn — сауинь; ирл. Samhain —саунь) — главный кельтский праздник, который открывал один из четырех сезонов, отмечался в ночь на 1 ноября, дабы задобрить и умиротворить темные силы неизвестного. Длилось празднество семь суток (по трое суток до и после самого самайна).
В ирландской эпической традиции это день великих деяний. Вот что говорится в старинной уладской (Улад — самая большая область в древнейшей Ирландии) саге про Самайн: «Раз в год собирались все улады вместе в праздник Самайн, и длилось это собрание три дня перед Самайном, сам день Самайна и три дня после него. И пока длился праздник этот, что справлялся раз в году на равнине Муртемне, не бывало там ничего иного, как игра да гулянье, блеск да красота, пиры да угощенье. Потому-то и славилось празднование Самайна во всей Ирландии»…
Зима, начинавшаяся с Самайном (1 ноября), открывала год. Кельтский календарь имел, скорее, скотоводческое, нежели земледельческое происхождение, а потому Самайн знаменовал конец пастбищного сезона, когда стада овец и рогатого скота собраны вместе. Животных забивали, оставляя только молодняк.
Именно в это время все племя собиралось в ритуальном центре для совершения церемонии смерти и возрождения, посвящавшейся союзу бога племени (в Ирландии — Дагда) с богиней верховной власти Морриган, или, в более локальном масштабе, с Боанны, богиней реки Бойны.
Самайн — ночь духов. Границы между мирами истончаются и в Мидгард приходят силы зимы. В Ирландии существует поверие, что на Самайн открываются сиды — магические холмы, дом маленького народца. Маленький народец, как его называют в более поздних легендах, — это народ Дану, либо подданные Мананнана, властелина острова яблок. Существует множество преданий о попавших к нему людях, причем, не только в ночь на Самайн. По другим легендам, сиды — могильные курганы, и в эту ночь погребенные в них восстают, устраивают пиры и прочие мероприятия, в общем, ведут себя крайне неспокойно.
На Самайн принято было поминать умерших близких. Их зовут в дом, разговаривают, оставляют им еду и питье. Этот обычай сохраняется до сих пор в Мексике и распространен в католических странах, например, во Франции и Испании.
Древние считали, что год умирает на Самайн и возрождается в момент солнцестояния в середине зимы. Так как новый год начинается на заходе солнца, когда наступает самая темная часть суток, получается, что кельтский год рождается в темноте.
Это время милосердия, бескорыстной помощи своей семье, старым, больным и умирающим. Люди начинают ценить опыт даже в культуре, почитающей молодость, сохранять древние святыни и культурное наследие мира, включая мудрость аборигенов. В этот день могут проснуться способности к ясновидению.
Ритуалы Самайна касаются в основном семейных дел, особенно пожилых родственников или тех, кто болен или нуждается в постоянном уходе; они обеспечивают физическую защищенность, помогают преодолевать страхи, изгонять психологических и психических призраков. Самайн — естественный переход от одной стадии жизни к другой. Это день поминовения усопших и напоминания молодым о традициях прошлого.
В IX веке папа Григорий IV сделал 1 ноября общим для всей католической церкви праздником в честь Всех святых. Позже 2 ноября стало Днём всех душ — когда поминали всех умерших. В Англии и Ирландии праздник первоначально носил название All Hallows Even, или All Hallows Eve (Месса Всех Святых); позже название сократилось до Hallowe’en, и, в конце концов, — Halloween. С обычаем пугать и задабривать злых духов в этот день церковь долго боролась, однако языческий праздник не только выжил, но и неразрывно сросся в народном сознании с праздником церковным.
Однако в современном виде Хэллоуин стал формироваться не в Ирландии, а в США — причём исключительно после 1900 года. Дело в том, что в конце XIX — начале XX веков появился кинематограф со своими ужастиками. Всякие сбежавшие откуда-нибудь мумии и многочисленные Франкенштейны стали образцами для создания костюмов участников формирующегося праздника. Он довольно быстро развился по одной простой причине: бизнес решил, что на этом можно хорошо заработать. Праздник сначала укоренился в самих США. В ХIХ веке огромное число ирландцев эмигрировало в Новый свет, принеся с собой традиции Хэллоуина. В США Хэллоуин — праздник, когда продается больше всего конфет, и второй, после Рождества, праздник по общему обороту предпраздничных продаж. У него даже есть свои столицы — Лос-Анджелес и Нью-Йорк, где в этот день проходят наиболее яркие и красочные гуляния и карнавалы.
Из США Хэллоуин, в котором уже ничего не было от Самайна, стал «экспортироваться» вначале в англосаксонские страны, попав прежде всего в Британию, а из неё он перекочевал в страны, связанные с США сильными экономическими и культурными связями. Например, Япония сейчас наиболее «продвинутая» страна в мире в плане празднования этого «демонического» торжества, тем более что в нем нашли отголоски и некоторые чисто японские традиции.
Из года в год осенью стар и млад участвуют в увеселениях, специально подготовленных для этого вечера, связанного с массой нелепых суеверий. Дети наряжаются в необычайно страшные костюмы и надевают уродливые маски. С мешками в руках они ходят от дома к дому, пугая своим видом и детей, и взрослых. По обычаю, им надо давать гостинцы, иначе они могут причинить зло дому или хозяину.
Такова эволюция Самайна-Хэллоуина. Собственно, и Санта-Клаус, каким мы его сегодня знаем — бородатый добрый толстячок в красном колпаке с белой опушкой, и такого же цвета шароварах и куртке, путешествующий на упряжке летающих оленей — придуман в 1931 году в США в качестве рекламного лица компании Coca Cola.