Институт русского языка им. Пушкина проанализировал выступления министров, депутатов, губернаторов и мэров городов и составил рейтинг грамотности российских политиков. Самыми грамотными оказались федеральные министры, а самыми косноязычными — губернаторы. Брянского губернатора сейчас в косноязычии не уличишь — с сентября прошлого года пресс-служба подчищает его перлы в сводках, хотя «ИзраИль» запомнился многим, сообщает корреспондент REGTime.
16 февраля Государственный институт русского языка имени А.С. Пушкина и Минкомсвязи опубликовали исследование грамотности речи российских политиков и выяснили, что больше всего ошибок в речи допускают не кто-нибудь, а главы российских субъектов. Губернаторы, главы республик, краёв и администраций заняли в обезличенном «рейтинге профессий» последнее, четвёртое место с коэффициентом грамотности 2,3 из десяти. Они пропустили вперёд федеральных министров (9,4), депутатов Госдумы (6,4) и даже глав муниципальных образований (6,3).
«Мы привыкли к тому, что политики у нас говорят как попало, согласитесь, есть такой стереотип, а оказалось, что это не так. Когда мы стали слушать и анализировать выступления министров, губернаторов, мэров и депутатов, то очень удивились их грамотности, — говорит начальник управления научной деятельности Института русского языка им. А.С. Пушкина Андрей Щербаков. — Неожиданным для нас стал высокий уровень речи у мэров городов, самый же низкий он у губернаторов. Среди типичных ошибок — неправильные ударения, использование профессиональных терминов в публичных выступлениях, злоупотребления словами-паразитами». Всего, по словам Щербакова, они проанализировали речи 50 ведущих политиков, фамилии которых не разглашаются. Выбирали их, как следует из исследования, на основании 21 общероссийского рейтинга, среди которых «100 перспективных российских политиков», рейтинг губернаторов, рейтинг мэров, медиарейтинг российских персон, рейтинг качества российских министров и т.д. Те, кто был на вершинах топ-полит-«парадов», попадали в разработку экспертов по родному языку.
«Мы анализировали телевизионные выступления и интервью — то, что выходило в газетах и журналах не брали, потому что их, как правило, всегда поправляют. Нас же интересовало, как политики говорят «вживую», — объясняет Щербаков. Выяснилось, что федеральные министры совершают одну ошибку за 10 минут, у глав регионов ляпы каждые 2,5 минуты.
Брянский губернатор в эти топы не попадает — в медиа-рейтингах он обычно находится в седьмом десятке, в «просто рейтингах» — в четвёртом-пятом десятке. И оценить специфику его речевых оборотов могут только те, кто лично с ним общался — потому что на публичных мероприятиях он свои выступления читает, не отступая от конспекта (потому что, если он говорит от себя, то неизбежно сваливает любую тему в сельское хозяйство и «по мясу уровень производства выше потребностей области в 4 раза, по картофелю — в 10 раз»). В начале его карьеры — сентябре-декабре 2014 года — его PR-асы настаивали на обязательном прямом цитировании его слов в пресс-сводках (не все даже ультралояльные СМИ рисковали перепечатывать заковыристые обороты г-на Богомаза), но в последнее время (после того, как из Брянска уехали украинские PR-специалисты) областная пресс-служба «причёсывает» губернаторский поток сознания. Интересующиеся могут в полной мере оценить силу губернаторского слова на встречах с журналистами — в ресторане «Галатекс» и на пресс-конференции в узком составе.
Любопытен список губернаторских перлов, которые цитируются в исследовании, сделанном по заказу Минсвязи. Здесь и нарушение норм лексической сочетаемости: «мы такие корректировки внесли», «по этим мероприятиям мы планируем в этом году очень серьезно подвИгаться», «какую еще можно сделать гарантию», «решить свои жизненные условия», «бросать тень в честных людей», «изначально результат этих выборов ставят под знак вопроса»; и нарушения норм построения предложений: «Я сейчас и пенсию стараюсь давать, и материальная помощь, и награждать, и название улиц», «Чем больше людей примут в этом участие, а только потом мы должны к этому приступить»; «Нельзя из себя делать таких людей/ уж совсем людей /которые / у нас ни денег, ничего нет».
Чаще всего встречаются нарушения, связанные с образованием форм сравнительной степени. Как выяснилось, главы регионов предпочитают «более удобнее» или «более важнее» (про «более лучше» уже даже не говорят — это общее место). Другие фавориты — «более опережающие темпы» и «более бОльший рост».
На этом фоне Александр Богомаз смотрится вполне органично. Анализировавшая речь брянского губернатора доктор филологических наук, профессор БГУ Светлана Гехтляр отмечает, что в его спонтанной речи навязчивы слова-паразиты (как бы, что касается), повторения однокоренных и «односмысловых» слов («предлагайте ваши предложения», «население должно знать все, и хорошее, и плохое, и негативное»), встречаются отклонения от норм лексической сочетаемости («дальнейшее выполнение обязательств нужно выполнять»).
Самый милый ляп г-на Богомаза — географический: с упорством, достойным лучшего применения, он называл государство ИзрАиль «ИзраИлем». Это вам не «мы очень много сил уделяем на это», это новое слово в дипломатическом лексиконе! Знай брянских!
Эксперты Института русского языка советуют политикам чаще смотреть словари, чтобы уточнять значения слов, больше концентрироваться на предмете речи, чтобы избежать грубых нарушений норм языка, а также заниматься «постречевой рефлексией» и самоанализом выступлений, выявляя сильные и слабые стороны. Но как можно смотреть в словарь человеку, в чьём регионе «по мясу уровень производства выше потребностей области в 4 раза, по картофелю — в 10 раз»?!