МЧС просят внести изменения в работу службы экстренного вызова «112». В большинстве регионов России вместо реальной помощи дозвонившийся по этому номеру натыкается либо на автоответчик, который меланхолично произносит своё сообщение в течение почти минуты, либо на оператора, который советует позвонить по какому-нибудь прямому номеру «скорой» или полиции – и это в тот момент, когда счёт идёт на секунды, пишет «Русская планета».
Член комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Илья Костунов («Единая Россия») направил обращение (имеется в распоряжении РП) на имя руководителя МЧС России Владимира Пучкова с просьбой оценить текущие проблемы работы единого номера экстренного вызова помощи «112», а также внести ряд технических корректировок, которые в последующем помогут избежать многочисленных трагедий. Депутат отметил, что созданная несколько лет назад система, которая должна была предоставить гражданам возможность получить экстренную помощь через централизованный дозвон, сейчас далека от совершенства.
Согласно федеральной целевой программе «Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в России на 2013–1017 годы» в запланированном объеме и на всей территории России система будет запущена в 2017 году. Граждане, не следящие за реализацией ФЦП и новостями ведомства Пучкова, естественно, не в курсе того, что на сегодняшний день служба «112» в полном объеме работает лишь в 11 регионах страны: Курской, Астраханской, Воронежской, Калужской, Тульской, Новосибирской, Московской областях, в городе Санкт-Петербурге, Хабаровском крае, Ханты-Мансийском автономном округе и Татарстане.
Во всех остальных регионах, где работа службы «112» пока еще не отлажена, звонящий сталкивается с голосовым информатором и примерно минуту слушает сообщение автоответчика, который предлагает обратиться в каждую из экстренных служб по отдельности. При этом стоит заметить, что информация автоответчика может повторяться еще и на английском языке. Как отмечено в обращении на имя главы МЧС Пучкова, текст и продолжительность вещания автоответчика в различных субъектах федерации могут быть совершенно разными.
Подобная неинформированность граждан о том, работает служба «112» в их регионе или нет, вкупе с неудачным техническим решением, по мнению депутата Ильи Костунова, приводит к тому, что нередко в экстренных ситуациях помощь запаздывает. Более того, в ряде случаев подобные задержки могут привести к настоящим трагедиям.
Избежать этого, как считает парламентарий, можно путем внесения изменений в техническую часть работы службы экстренного вызова. Во-первых, Костунов предлагает в тех регионах, где служба «112» еще не работает в полном объеме, внести изменение в работу автоответчика, а именно сразу, в первые несколько секунд информировать граждан о том, что в их регионе получить полную помощь через звонок на единый короткий номер не получится. Во-вторых, как отметил автор обращения, не менее важным условием эффективной работы службы «112» является обеспечение «записи информационного сообщения дозвонившегося с момента установления соединения в автоматическом режиме даже в случае отсутствия свободного оператора». Кроме того, если связь прервется, подобное нововведение все же позволит прослушать запись и постараться оказать помощь. Более того, информация, полученная таким путем, в последующем, возможно, поможет и в следственных действиях.
«Совершенно неприемлемо, когда счет идет на секунды, а человек, набрав «112», должен слушать автоответчик, — сказал Костунов. — Конечно, мы можем ввести единый номер службы спасения. При этом необходимо осознавать, что этот процесс происходит не мгновенно. В федеральной программе описаны конкретные сроки — и только к концу 2017 года служба заработает по всей стране. Но в данный момент необходимо предпринять усилия, чтобы проживающие в тех регионах, где служба еще не работает, осознавали, что настоящий эффект даст звонок напрямую в скорую, противопожарную и другие службы».
Сегодняшняя работа службы «112» действительно уже приводила к трагедиям. Самой резонансной, пожалуй, является трагедия семьи Беловых из Нижнего Новгорода. Летом 2015 года жертвами психически больного мужчины стали его шестеро детей и беременная жена Юлия. Позже выяснилось, что Юлия Белова успела набрать номер «112», но вместо того, чтобы получить жизненно важную экстренную помощь, попала на автоответчик.
В суде констатировали, что последний в жизни женщины звонок продлился 31 секунду — при том, что для прослушивания автоответчика Беловой нужно было где-то найти 43 секунды.
Некоторое время назад в поселке Невская Дубровка Ленинградской области на одной из трасс перевернулся грузовик. Автовладельцы, которые оказались на месте ДТП, потом уверяли прибывшие службы спасения в том, что много раз пытались дозвониться по телефону «112», но им так никто и не ответил.
Множество претензий к работе единого номера служб спасения появляется и в регионах, где служба «112» якобы полностью реализована. Так, осенью прошлого года в Татарстане (здесь единый номер «112» в полном объеме заработал в 2013 году) произошло нападение на водителя иномарки. До этого между ним и еще двумя нетрезвыми участниками дорожного движения произошел конфликт. Находившиеся подшофе граждане не собирались просто так забыть обиды и бросились в погоню за жертвой. Мужчина, осознавая угрожающий исход, набрал номер «112». Разговор с девушкой-оператором, плохо понимавшей нервозность своего собеседника, позже попал в Сеть. В итоге продолжительной беседы она перенаправила его на прямой номер МВД, но, кроме гудков, водителю не удалось услышать ничего.
Стоит отметить, что некоторые водители отмечали и вовсе абсурдные ситуации, связанные с популяризацией службы спасения «112». Например, на трассе, связывающей Москву с Северной столицей, можно встретить указатели, предлагающие обращаться в случае чего на короткий единый номер помощи. Однако дозвониться по нему с мест, где размещена такая информация, невозможно.
Сталкивался с загадочностью номера «112» и корреспондент REGTime в Брянске, когда пытался вызвать «скорую» для своей дочери – ему просто предложели перезвонить в «скорую» по «какому-нибудь прямому номеру».
Изначально основной проблемой внедрения службы «112» было распределение ответственности и полномочий между ведомствами. В 2010 году в то время президент России Дмитрий Медведев подписал указ, которым развел функции различных ведомств. В соответствии с документом МЧС России должно было координировать действия по созданию системы, а Минкомсвязь — отвечать за организацию связи. В итоге, обратившись на номер «112», гражданин должен получить возможность напрямую связаться с органами МВД, скорой помощью и службой медицинских катастроф, антитеррористической службой, газовой аварийной службой и службой реагирования в ЧС.
Некоторые эксперты все же считают, что властям в итоге придется создавать отдельную структуру, как в США или Европе, которая будет координировать работу службы «112», хоть это и может потребовать дополнительных трат из бюджета.