Президент Украины Пётр Порошенко по факту начала вводить санкции не только против России и россиян, но и против самих украинцев. Первый шаг — это запрет российских платежных систем на Украине и, соответственно, переводов «заробитчан» из РФ, объёмы которых измеряются миллиардами долларов, пишет ИА REGNUM.
18 октября в украинских СМИ появилась неожиданная новость: указом президента Украины №467/2016 от 17 октября на Украину запрещено переводить деньги через все действующие российские системы переводов: «Колибри» (Сбербанк), «Золотая корона» (РНКО «Платежный центр»), «Юнистрим» (банк «Юнистрим»), «Международные денежные переводы Лидер» (НКО АО «Лидер»), Anelik (банк «Анелик РУ»), Blizko (Связь-банк). Как выяснилось позже, соответствующий указ президента вводит в действие решение Совета национальной безопасности Украины от 16 сентября 2016 года «О применении персональных, специальных экономических и других специальных ограничительных мер (санкций)». Юридические лица-собственники платёжных систем были включены в список, в который, кроме них, попали ещё свыше 160 компаний. Всего же санкции указа Порошенко распространяются более чем на 260 организаций: от оборонных предприятий РФ до благотворительных фондов, отсылающих помощь жителям Донбасса.
Уже 19 октября Нацбанк Украины разослал соответствующие уведомления банковским учреждениям Украины с предписанием прекратить работу с указанными платёжными системами. Вместе с тем, циркуляр НБУ установил порядок такого прекращения сотрудничества. В частности, разъяснил, какие переводы, пришедшиеся на начало этой недели, банки могут выдать адресатам. Дело в том, что в некоторых банках Украины об указе были осведомлены уже 17 октября и прекратили выдавать переводы до прояснения ситуации.
Нынешнее решение, как оказалось, отложенное. Ещё в 2014 году, в соответствии с решением НБУ, все платёжные системы на Украине обязали пройти процедуру перерегистрации. Ни одной из российских систем этого сделать не удалось, поэтому уже 2 года назад они оказались в подвешенном состоянии. С одной стороны, регулятор не препятствовал их работе. С другой — развивать действующие системы или завести новые российские финансовые структуры не могли.
Представители российских платёжных систем заявили, что готовы к ответным действиям. По их словам, они собираются добиваться запрета отправки денежных переводов на Украину, осуществляемых международными системами (Western Union, MoneyGram), с целью принудить Киев к заключению партнёрских соглашений.
Но главное тут не в самочувствии российских платёжных систем. Главное в том, что Украина, по аналогии, скажем, с африканскими странами — страна-реципиент частных денежных переводов: в неё через различные системы переводов поступает гораздо больше средств, чем выводится из неё. В 2015 году только из России на Украину был перечислен эквивалент $1,2 млрд., в обратном направлении ушло только $150 млн. (во все страны — $230 млн.). За январь-июнь 2016 года через различные системы переводов на Украину поступили денежные средства в эквиваленте $1,7 млрд. При этом большая их часть ($1,2 млрд.) — из России.
Как отмечает президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко, структура денежных переводов по платёжным системам выглядит так:
— Western Union 36%
— Золотая Корона 27%
— MoneyGram 16%
— Юнистрим 10%
— Блиц 4%
— Лидер 3%
— прочие 4% (платежные системы из Азербайджана, Грузии, Китая и т.д.)
Таким образом, под запрет суммарно попало примерно 44−46% всего рынка (стоит отметить, что по иным оценкам доля российских систем была даже большей — до 60%).
Причем, речь идёт не только об обычном бытовом неудобстве, ежегодно изобретаемом украинской властью (например, 2014 — прекращение ж/д сообщения с Крымом, 2015 — запрет прямых авиаперелётов между Россией и Украиной). Денежные переводы трудовых мигрантов своим родственникам на Украине — важнейший элемент её экономики.
«Трудовые мигранты являются крупнейшим инвестором в экономику Украины. Как показывают результаты исследования, частные денежные трансферты украинских трудовых мигрантов в Украине составляют больший процент ВВП, чем прямые иностранные инвестиции и официальная помощь в целях развития вместе взятые», — такую оценку дал глава представительства Международной организации по миграции Манфред Профази во время миграционного форума в Киеве в феврале этого года.
В своей оценке он опирается на прошлогодние результаты, когда на Украину перевели эквивалент $2,8 млрд. — 6,45% ВВП. И хотя в прошлом суммы были более значительными ($9,3 млрд. в 2013 году, $7,6 млрд. в 2014-м), оценка всё равно остаётся справедливой.
В 2016 году, судя по первым 6 месяцам, общая сумма может перевалить за 3 млрд долларов. Вернее — могла перевалить, поскольку теперь никто не возьмётся прогнозировать, какой способ предпочтут украинские гастарбайтеры в РФ.
«Это очень сильное потрясение для рынка. Через эти системы на Украину поступали сотни миллионов долларов в год, в основном из России. Конечно, в коридоре «Россия — Украина» работают и западные системы, но сеть их агентов менее развита. В I полугодии 2016 года через российские платежные системы срочных переводов в Украину поступило 44% (свыше $526 млн.) от всего трафика входящих срочных переводов, а из Украины было отправлено 65% (почти $110 млн.) от исходящих переводов», — поясняет масштабы рынка переводов руководитель направления «Платежи и переводы» ПриватБанка Михаил Рогальский для портала FinClub.
Украинские СМИ хором публикуют материалы со способами переводить деньги из РФ на Украину, однако на данный момент ничего нового изобрести не удалось: Western Union и MoneyGram, электронные системы переводов (WebMoney и аналоги), Visa Direct и аналогичный ему сервис MoneySend, открытие текущих счетов и переводы между ними. Однако одним способы более дороги, другие требуют больше времени. В настоящее время полного аналога российским системам переводов для украинцев нет: некоторые из них позволяли делать переводы вообще без уплаты комиссии — в случае, если адресат получал перевод с конвертацией в гривну по курсу системы. В любом случае, все они будут действовать ровно до того момента, когда запрещать начнёт уже российская сторона.
Экономист Александр Кошик считает, что главным эффектом указа Порошенко станет увеличение потока «чёрного нала»: «Своим указом президент запретил самые популярные и недорогие системы. Ими пользовались миллионы украинцев… Существуют европейские и американские системы — Western Union, PayPal. Но они намного дороже и не всегда доступны для украинцев. Гражданам придется идти на различные ухищрения и передавать деньги через знакомых, в итоге увеличится поток «чёрного нала» через границу», — заявил эксперт изданию «Вести-Украина».
В целом эксперты сходятся во мнении, что решение Киева вредит, в первую очередь, самим украинцам и их семьям (шутят, что Порошенко начал вводить санкции против соотечественников). Бросается в глаза и то, что указ Порошенко появился накануне встречи Порошенко, Олланда и Меркель в Берлине, после которой начнутся переговоры в т.н. «нормандском формате». Возможно Порошенко своим указом пытается продемонстрировать европейцам пример решительности. Бьет своих, чтобы чужие боялись.