Вопрос создания на территории Брянской области национального парка «Придеснянский» находится в подвешенном состоянии. Об этом было заявлено на пресс-конференции, устроенной по случаю старта в регионе Года особо охраняемых природных территорий РФ и Года экологии, сообщает корреспондент «Город_24».
Напомним, впервые о создании брянского нацпарка официально было объявлено в 2011 году. Тогда распоряжением правительства РФ было предусмотрено создание национального парка «Придеснянский» на территории биосферного резервата международного значения Неруссо-Деснянское полесье.
Эта третья для региона охраняемая природная территория должна была появиться к 2017 году. Национальный парк «Придеснянский» включал бы: согласованные территории Суземского, Трубчевского, Брасовского и Навлинского районов (ориентировочно 70 тыс. гектаров, из них около 3% территории имели статус заповедной зоны). Однако этого не произошло. Против создания парка выступили сразу три силы: местное население, охотхозяйства и лесоарендаторы.
Вопрос создания нацпарка вновь был поднят на пресс-конференции, которую организовал заповедник «Брянский лес» по случаю старта Года особо охраняемых природных территорий РФ (проходила в кофейне «Гнездо» в Брянске).
Со слов председателя комитета по проблемам последствий Чернобыльской катастрофы и экологии Сергея Чесалина, тема муссируется уже на протяжении трёх десятков лет (мол, когда ещё не было арендуемых территорий). «Сейчас же всё сложнее, — продолжал г-н Чесалин. — Да, создана рабочая группа. Да, подписан документ. Но у нас же там люди! Они там не только живут, но и работают! Там есть и лесоперерабатывающие предприятия, и ряд охотничьих угодий. Очень трудно переломить это и психологию людей вообще. Нацпарк ведь требует кое-каких ограничений. Вот люди и начинают выступать. Мы пытались объяснить им, донести… Увы».
В свою очередь, начальник облдепартамента природных ресурсов и экологии Андрей Тимошин уточнил: создание нацпарка — это вопрос не региона, а полномочия министерства природных ресурсов. К тому же до сих пор не проведено необходимое для изменения статуса территории экообследование, не определены границы: «Вопрос находится в подвешенном состоянии! Потому как есть некий баланс противоречий. Не все, в т.ч. и жители, выступают за создание нацпарка. В 14-м, 15-м, 16-м годах финансирование на это предусмотрено не было. Как будет дальше — неизвестно. Вопрос многогранный. Однозначно сказать нельзя».
Вместе с тем, респондент заверил, что животные на территории Трубчевского (в частности, зубры!) охраняются. Там немало охотугодий. А потому за обитателями леса присматривают и собственники, и производственные инспекторы…
Свою позицию обозначил и заповедник «Брянский лес». Так, его директор заверил, что заповедник заинтересован в расширении территории. Правда, это необязательно должен быть национальный парк. «Это может быть увеличение охранной зоны вокруг заповедника. Есть механизмы, есть пути, их нужно совместно проработать. И с правительством области, и областной Думой, и министерством. Необходимо найти пути понимания и взаимоотношения, чтобы это было выгодно, прежде всего, населению. Чтобы не ущемляло права. Только в этом случае будет результат», — убеждён Александр Никитенков.
Ну и наконец, директор нацпарка «Орловское полесье» Олег Пригорян обозначил, что национальный парк изначально создаётся всё-таки в целях рекреации: «Мы уже несколько лет берём деньги за платные услуги. И, надо сказать, в нацпарк с каждым годом приезжает всё больше и больше отдыхающих. В прошлом году, к примеру, таковых насчитывалось более 80 тысяч. У нас чисто, красиво. Люди действительно получают удовольствие от общения с природой. Так что я здесь серьёзных противоречий не вижу. Кроме того, это федеральное учреждение. Это зарплаты, это налоги, это прямое московское финансирование. В Орловской области население наоборот считает, это создание нацпарка — это великое благо».