Губренатор Александр Богомаз обратился с просьбой к спикеру облдумы поддержать законопроект «О старших населенных пунктов Брянской области», разработанный по участии ГУ МЧС, и внести его на рассмотрение народных избранников. Таким образом, в Брянской области впервые с 1943 года появятся сельские старосты, сообщает корреспондент «Город_24».
На оперативном совещании 13 марта брянский губернатор Александр Богомаз дал старт возрождению в регионе института сельских старост. Институт этот существовал с1861 года до революции 1917 года, а затем на некоторое время был возобновлён в 1941-1943 годах. Инициатором возрождения этого института — старших населенных пунктов или сельских старост — стало региональное ГУ МЧС.
Начальник ведомства Вадим Уваркин отметил, что в пожароопасный период 2016 года осуществлялось взаимодействие ЕДДС муниципальных районов с главами администраций сельских поселений и непосредственно с местными активистами в сельских населенных пунктах.
«Для нас важно как можно быстрее получить информацию о загораниях на полях, в лесах и населенных пунктах. Чем быстрее она поступит в ЕДДС муниципального района или непосредственно в ближайшую пожарную часть, тем быстрее будут приняты меры по их ликвидации», — сказал г-н Уваркин. По инициативе ведомства департаментом внутренней политики Брянской области при непосредственном участии ГУ МЧС разработан проект закона Брянской области «О старших населенных пунктов Брянской области».
Замгубернатора Александр Коробко заверил, что на базе уличкомов в регионе по документам создано уже более 600 ТОСов. Органы территориального общественного самоуправления представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории, соответственно инициативные и ответственные люди и возьмут (должны взять, в противном случае за дело возьмётся департамент) на себя роль старших в населенных пунктах региона и будут помогать сотрудникам МЧС.
Г-н Богомаз прямо на оперативке обратился с просьбой к председателю Брянской областной Думы Владимиру Попкову поддержать указанный законопроект и внести его на рассмотрение народных избранников.
Возрождение института старост в современной России началось в 2010-х годах. К 2014 году, в частности, соответствующий институт действовал в Ленинградской, Вологодской, Нижегородской, Оренбургской и некоторых других областях, в 2016 году региональный закон о работе старост приняла Кемеровская область.
Права и обязанности сельского старосты до революции были закреплены в «Общем Положении о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости от 19 февраля 1861 года». Избирался сельским сходом на трёхгодичный срок. Староста созывал и распускал сход, объявлял повестку, утверждал решения схода, приводил их в исполнение. Он следил за целостностью меж, за состоянием дорог, мостов, гатей на вверенном ему участке. Следил за сбором взносов, исполнением повинностей, за исполнением договоров, за порядком в общественных местах. Он должен был принимать меры по сохранению правопорядка и общественного спокойствия, задерживать лиц без документов, беглых солдат. Староста должен организовать в случае необходимости борьбу с пожаром, наводнением, эпидемией и т. д. Ведомству старосты подлежали все лица податных сословий проживающие на подведомственной ему территории. Как писал владелец «Брянского завода» (ныне БМЗ) князь Вячеслав Тенишев, «в виду трудного двойственного положения старосты, сопряженного с хлопотами и плохо вознаграждаемого, лучшие люди деревни всячески стараются избавиться от этой должности; но вместе с тем и крестьяне, в большинстве случаев, людей энергичных и выдающихся не любят выбирать, боясь быть у них потом в подчинении».