Мусорный ветер: Брянск сам не заметил, как избрал себе «мусорного короля»

Спустя полгода после довыборов в Госдуму результаты голосования в Брянской области до сих пор вызывают вопросы. Повод к сомнению предоставил своим бездействием сам депутат Борис Пайкин, пришедший в Брянск из Петербурга.

Брянску, видимо, невозможно отвертеться от питерских специалистов по мусору. В 2012 году «мусорный король» из Ленобласти Вадим Потомский претендовал на должность губернатора Брянской области, но со скандалом, треском и шумом избран не был. Через пять лет депутатом Госдумы от Брянской области стал (без особого шума и пыли) ещё один питерский «мусорный король» Борис Пайкин.

В частности, внимание на бизнес-интересы г-на Пайкина в регионе накануне обратило внимание информагентство «Наш мир». Они приходят к выводу о том, что Пайкин появился в регионе не случайно, а для реализации собственных доходных проектов, связанных с мусорным бизнесом. Подтверждением тому служит активное лоббирование депутатом законов об организации сбора и переработки мусора в Госдуме, а также попытка монополизировать мусорный рынок в Санкт-Петербурге.

Напомним, в начале февраля в Северной столице разгорелся скандал вокруг завода по механизированной обработке отходов МПБО-2, связанного со структурами Бориса Пайкина. Компания выиграла городской тендер на 80 млрд. рублей, став единым мусорным оператором мегаполиса сразу на 10 лет. Однако выбор МПБО-2 произошел просто по факту первенства подачи заявки, поскольку якобы все четыре участника тендера набрали равное количество баллов. Проигравших операторов возмутила такая несправедливая ситуация. Они подали жалобу в ФАС и судебный иск в арбитраж, который был недавно удовлетворен.

Теперь г-ну Пайкину приходится искать новые площадки для реализации своего «мусорного проекта», пользуясь выгодным моментом прошедшего Года экологии. Часть своих амбиций он реализует в Ленинградской области, где накануне подконтрольная ему компания ООО «Новые проекты и технологии» приобрела два участка – волосовский полигон «Профспецтранс» и 190 га в Любанском лесничестве под так называемый «ЭкоТехноПарк», комлпекс полигонов и заводов по переработке ТБО. Однако куда большие перспективы депутату открывает подведомственная Брянская область.

По мнению многих экспертов, Брянская область изначально мыслилась Пайкиным в качестве «запасного аэродрома». С накопившимися проблемами свалок и мусорных отходов она существенно уступает Петербургу, который лидирует в России по уровню переработки в 17%. Именно поэтому она является для Бориса Пайкина более привлекательным регионом с точки зрения реализации мусорного проекта. Запланированный здесь ещё на 2016 год единственный новый полигон застрял из-за непримиримых протестов местных жителей.

Речь идёт о Карачевском полигоне ТБО, который был запланирован ещё в 2002 году, чтобы решить проблему свалки вдоль федеральной трассы Брянск-Орел. За 10 лет она разрослась до 214 тыс. кв. метров и причиняет дискомфорт постоянными возгораниями из-за отсутствия защитной инфраструктуры. Однако планы властей вызвали протест жителей окрестных деревень и жителей самого Карачева. Формальным поводом послужила непосредственная близость святого источника иконы Божией матери, однако на самом деле граждан смущает чрезвычайно близкое соседство с новым объектом. До ближайшей деревни – менее километра, а до Карачева – всего 2 км. Граждане опасаются, что власти сделают их заложниками экологической катастрофы, и даже пригрозили этим летом провести референдум.

С тех пор вопрос завис в воздухе, однако развязка наступила 19 февраля, когда Брянский областной суд постановил закрыть несанкционированную свалку в Карачевском районе. После судебного решения мусор из Карачева начали вывозить в Брянск за неимением собственного полигона. Естественно, что такой исход дел предоставляет резонный повод брянской администрации поднять вопрос об открытии Карачевского полигона вместо закрытой свалки. Такое решение вполне отвечает интересам Бориса Пайкина в регионе.

После судебного разбирательства в Петербурге о незаконном получении тендера на обращение с мусорными отходами г-н Пайкин утратил монополию и огромные прибыли. Помимо анонсированных на 10 лет 80 млн рублей ежегодный оборот мусора в городе оценивается в 13 млн рублей. Ещё одним источником доходоы должны были стать тарифы на вывоз мусора, которые должны были вырасти примерно в семь раз. Однако в родном городе депутат остался без прибыльного куска «мусорного пирога» и ищет новые регионы под свой проект переработки ТБО.

Естественно, что в случае реализации такого сценария в Брянской области регион ждет повышение тарифов, а экологические последствия ощутят на себе жители ближайших населённых пунктов. Но слёзы «аборигенов» — неприятные издержки многомиллиардного производства. Питерский «мусорный ветер» — ещё одно доказательство, что депутатство необходимо Борису Пайкину исключительно для того, чтобы продвигать собственный бизнес.