Современная избирательная система России в 2018 году отмечает четвертьвековой юбилей. Складывалась она в том числе и благодаря работе региональных избирательных комиссий, появившихся в тот же период. О том, как зарождалась система выборов в нашем регионе — рассказывает Александр Чернушевич, заместитель председателя в первом составе избирательной комиссии Брянской области.
— Вы были в числе тех, кто стоял у истоков современной избирательной системы региона. Расскажите, как формировался первый состав избирательной комиссии Брянской области.
— Я в этой системе с 20 июня 1995 года. И избирательная комиссия Брянской области как субъект избирательного права ведёт свое исчисление от этой даты. До этого два года с 1993 по 1995 годы я работал в администрации в орготделе, и, конечно, в силу служебных обязанностей приходилось заниматься избирательными вопросами. Например, организацией первых выборов в Государственную Думу и референдума по Конституции в декабре 1993 года. Именно орготдел тогда еще занимался всеми текущими вопросами, включая выборные дела.
В мае 1995 года Брянская областная Дума специальным постановлением преобразовала Брянскую региональную избирательную комиссию, которая была на тот момент образована для выборов депутатов регионального парламента, в Избирательную комиссию Брянской области.
В начале июня 1995 года мне предложили войти в состав создаваемой Избирательной комиссии, что для меня честно сказать было немного неожиданно. Я ответ дал спустя пару дней, надо было поразмыслить. Подумал и решил себя попробовать на этом поприще, дал согласие. Я вошел в «семерку» тех, кого в состав комиссии вводил глава областной администрации. Свою «семерку» сформировала и облдума. 20 июня 1995 года на первом организационном заседании Виктор Иванович Гончаренко был избран председателем Избирательной комиссии Брянской области, а я – заместителем. С этого момента Избирательная комиссия Брянской области начала свое существование как юридическое лицо, мы получили финансирование, штатное расписание и начали заниматься организацией выборов в регионе на профессиональной постоянной основе.
— Какая же первая выборная кампания выпала вам?
— Получилось, как говорится, с места в карьер – уже в декабре 1995 года предстояли выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации 2-го созыва. Времени на раскачку не было, и мы включились в этот достаточно сложный избирательный процесс. Опыта было маловато…
— Вот интересно, как вы набирались этого опыта? Как был обустроен правовой аспект: насколько тогда было полным законодательство, или были «дыры», которые приходилось заполнять на ходу?
— Для нас был базовым закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан», еще появился закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ». В них было все достаточно четко расписано. Приходили и методические рекомендации со стороны ЦИКа. Если нам в процессе повседневной работы что-то было неясно, мы обращались к своим коллегам из других субъектов. Я, например, в тот период очень часто контактировал с белгородским председателем облизбиркома Николаем Тихоновичем Плетнёвым или с коллегами из Костромской области. Конечно, были некоторые трудности, потому что многое делалось впервые, но я считаю, что мы справлялись неплохо.
— А как люди тогда относились к самому факту появления постоянно действующей избирательной комиссии?
— В тот период времени далеко не все граждане, да и кандидаты, представляли, что такое избирательный процесс. Даже после того как нас «родили» на постоянной основе, многие интересовались: а скоро ли вас распустят? Тогда наш избиратель жил представлениями о том, что после окончания избирательной кампании комиссии того или иного уровня распускаются.
— И чем же вы занимались в межвыборный период?
— Центральная избирательная комиссия обязала все избиркомы субъектов федерации в предвыборный период заниматься повышением правовой грамотности граждан. Занимается этим Избирком и сейчас. А тогда у нас сложились тесные отношения с филиалом Орловской академии государственной службы (ныне Брянский филиал РАНХиГС – Ред.) и мы начали проводить целый ряд совместных мероприятий. Притом не только среди студентов, но работали и со школьниками и даже дошкольниками. Приятно, что многие из заведенных тогда мероприятий актуальны и по сей день, как, например, конкурс «Я рисую выборы». Издавались и сборники исследований по выборным темам. Вся эта работа фактически началась с момента создания Избирательной комиссии Брянской области.
— Начало Вашей работы совпало с вводом системы ГАС «Выборы», которая с обновлениями используется и сейчас, расскажите, как информатизация проникала в выборный процесс в Брянской области.
— Система ГАС «Выборы» у нас впервые была опробована на декабрьских выборах 1995 года. До этого, в том же 1993 году еще все считалось вручную. Это было долго, трудно, нудно, а самое главное – мы долго ждали результатов, в масштабе области мы узнавали предварительные итоги только к концу следующего дня после выборов… Сейчас все оперативней, и в этом плане внедрение системы ГАС «Выборы» себя оправдало, хотя, сейчас уж признаюсь, даже мы – штатные работники избиркома – поначалу относились к ней достаточно настороженно. Но первые же выборы показали, что это – превосходная штука.
Я помню, как мы с Виктором Ивановичем Гончаренко в 2000 году поехали в качестве наблюдателей от СНГ на выборы в Верховную Раду Украины в Черниговскую область. Прошли выборы, прошли сутки после выборов, через сутки нам уже нужно уезжать – а итогов так и нет, у них подобной системы не было. Сейчас это нонсенс. Что бы не говорили скептики, система ГАС «Выборы» работает эффективно и будет работать дальше.
— Кстати, сами-то, работая в облизбиркоме, всегда успевали проголосовать?
— Конечно.
—Понятно, что работа избиркома любого уровня связана с различными сложностями, какая кампания на Вашей памяти была самой тяжёлой и почему?
— Сложно нам пришлось в 2000-м году на губернаторских выборах. В тот раз в регион приехала довольно мощная «уральская» команда одного из кандидатов. Мощь определялась даже не столько количеством участников, сколько их финансовыми возможностями. Начиная с августа 2000-го года, они развернули серьезную работу, агитационную кампанию. За свою 15-летнюю деятельность в комиссии, это была, пожалуй, самая сложная кампания из множества. К нам потом приезжали даже коллеги из других регионов и просили поделиться опытом, как мы тогда противостояли различным «черным» технологиям, которых ранее то и не было.
— Брянск тогда стал «полигоном» для черных технологий?
— Мы впервые тогда столкнулись с таким комплексом «грязных технологий». Например, «двойники». Да, у нас, одних «лодкиных» в кандидатах было 3 штуки… С этими методами было очень тяжело бороться… Вообще сейчас избирательные технологии становятся еще более изощренными, все время совершенствуются. Хотя, конечно, законодательно предпринимаются меры, чтобы противостоять им.
— В Вашей работе наверняка случались ситуации, когда люди пытались идти поперек норм права, может даже и не специально. Как удавалось отстаивать законную позицию?
— Расскажу давний случай. Когда 1996 году были первые выборы главы администрации Брянской области случилось следующее. Одна женщина, может в силу того, что она не знала, захотела проголосовать не там, где она зарегистрирована, а поближе к своему месту жительства. Естественно, что, когда она пришла в участковую избирательную комиссию ее в списках не нашли. Женщину сопровождал сын – доверенное лицо тогдашнего президента Бориса Ельцина – и этот сын в категорической форме потребовал, чтобы женщине дали возможность проголосовать именно на этом избирательном участке – естественно УИК отказал, так как это было противозаконно. Он поехал в ТИК – там тоже получил отказ. Пользуясь тем, что у него на руках удостоверение доверенного лица Ельцина, он пришел в облизбирком и в жесткой форме потребовал от его председателя Виктора Гончаренко дать команду, чтобы женщина проголосовала там, где она желает. Был разговор на повышенных тонах, угрозы… Виктор Иванович проявил принципиальность и в категорической форме отказал… Виктор Гончаренко был человек принципиальный во всех вопросах, касавшихся избирательного права, что видно на данном примере. Буква закона для сотрудника избирательной комиссии – превыше всего.
— В завершение беседы — какое напутствие вы бы дали действующим членам избирательных комиссий?
— Несмотря на постоянные сложности, а они будут возрастать, потому что растет конкуренция на выборах, работать нужно. Мне хотелось бы пожелать моим коллегам, которые работают и в Избирательной комиссии Брянской области, в территориальных и участковых избирательных комиссиях, и в других регионах, прежде всего следовать букве закона. Будем руководствоваться требованием закона – у нас никаких проблем не будет.