Единственная надежда российско-белорусского предприятия «Брянсксельмаш» на выживание — господдержка от федерального бюджета России. На головное предприятие надежды нет — под чутким руководством Александра Лукашенко «Гомсельмаш» почти умер. Проблема в том, что под субсидии пока попадает только два типа машин, выпускаемых в Брянске, соответствие ещё двух своих моделей комбайнов завод должен подтвердить хотя бы до конца года.
«Белорусское экономическое чудо» продолжается: под руководством лучшего друга Брянской области Александра Лукашенко советский промышленный гигант «Гомсельмаш» медленно умирает. Выручка белорусского бренда упала в 2018 году почти на 17% до 413 млн. белорусских рублей, а валовая прибыль – на 22%. Прибыль от реализации сократилась на 38% до 36,4 млн., ее не хватает даже на уплату процентов (61,8 млн. белорусских рублей). При этом инвестиций почти никаких не осуществляется, а из-за отрицательных курсовых разниц, выросших вдвое по сравнению с 2017 годом, чистый убыток составил почти 108 млн. белорусских рублей и почти сожрал весь собственный капитал предприятия. Еще один год убытков – и от него ничего не останется.
Проблемы белорусского «Гомсельмаша» напрямую бьют по брянскому образцово-показательному российско-белорусскому СП — ЗАО СП «Брянсксельмаш». «Гомсельмаш» владеет 51% в этом предприятии — и оно испытывает серьёзные проблемы. По 2018 году отчётности в общем доступе нет, в 2017-м выручка схлопнулась на 1,3 млрд. рублей. В начале нынешнего года завод перешёл в режим жёсткой экономии, а весь прошлый год с помощью лоббиста — брянского губернатора Александра Богомаза — бился за то, чтобы получить господдержку из федерального бюджета РФ. Строго говоря, это вообще единственное, что может спасти СП и оставить его продукцию конкурентоспособной на российском рынке.
А суммы на поддержку производителя заложены немалые. Признанная российской — это важно! — продукция может участвовать в таких мерах государственной поддержки, как стимулирование спроса в рамках постановления № 1432, реализуемое Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, в рамках которого сельхозтоваропроизводители получают дополнительную скидку от производителя в размере 10–15% в зависимости от субъекта федерации. Это первая наиболее действенная мера господдержки в этом году, в федеральном бюджете на эту меру Министерством сельского хозяйства предусмотрено 8 млрд. рублей (они идут производителям, как компенсация за скидку). Есть меры господдержки, которые доступны для такой продукции и в рамках бюджета Министерства промышленности и торговли РФ — льготный лизинг и льготное кредитование. Это значит, что предприятие или фермер, покупающие эту продукцию, получат от лизинговой компании дополнительную скидку на представляемую продукцию — тоже в размере 10–15%. Это касается и льготного кредита. Компенсация за эти скидки опять же идёт предприятию. Плюс производителям российской сельхозтехники выплачиваются субсидии по утилизационному сбору.
У «Брянсксельмаша» с признанием его продукции российской пока всё плохо. К реализации в рамках постановления правительства РФ от 27 декабря 2012 года №1432 «Об утверждении Правил предоставления субсидий производителям сельскохозяйственной техники» из всей номенклатуры производимой продукции допущена в 2019 году только сеялка прямого сева СПС 4000. В соответствии с постановлением правительства РФ в текущем году получено положительное заключение только на комбайн кормоуборочный самоходный КСК-600 и сеялку прямого сева СПС 4000.
«Мы желаем предприятию не останавливаться на достигнутом. Знаем, что ведется большая работа по подтверждению соответствия еще по двум моделям кормоуборочных комбайнов. Надеемся, что еще до конца текущего года соответствующее решение будет принято и предприятие по широкому спектру своей продукции сможет получить дополнительные меры государственной поддержки», — оптимистично заметил по итогам недавнего заседания межведомственной комиссии по вопросу формирования производственной программы ЗАО СП «Брянсксельмаш» на 2019–2020 годы и мер поддержки предприятия замминистра промышленности и торговли Александр Морозов.
Единственное, чего удалось добиться лоббистам в прошлом году — «Брянсксельмаш» получил из федерального бюджета 1,052 млрд рублей субсидий по утилизационному сбору. Плюс капля в море — региональные субсидии: на 1 января 2019 года региональные сельхозтоваропроизводители приобрели 5 зерноуборочных и 1 кормоуборочный комбайны производства «Брянсксельмаша». Из областного бюджета на возмещение части затрат за приобретенные комбайны ЗАО СП «Брянсксельмаш» в 2018 году была выплачена субсидия в размере 11,3 млн. рублей. Что характерно, стародубские фермеры во главе с семьёй Богомаз предпочитают комбайны несколько иных производителей.
«Решение вопроса по освоению технологических линий, решение вопросов, связанных с локализацией производства, является ключевым для производителей российской сельскохозяйственной техники для того, чтобы подключиться к мерам государственной поддержки», — менторским тоном сообщил замминистра Александр Морозов руководству предприятия. Но локализация производства — это отрыв «Брянсксельмаша» от своей «мамы». А «мама» «дочку» в жизни не отпустит, пока жив и у власти Александр Лукашенко.
Неудачную попытку вырвать «Брянсксельмаш» из цепких рук Батьки в прошлом году предпринял российский акционер «Брянсксельмаша» — Леонид Гранкин (в начале 2000-х годов — замглавы городской администрации по промышленности, транспорту, связи, торговле и сфере обслуживания). Сам г-н Гранкин владеет 47,34% акций, 1,66% акций принадлежат возглавляемой им компании «Брянсксельхозмаш». Летом прошлого года компания «Брянсксельхозмаш» обратилась в Арбитражный суд Брянской области с иском к «Гомсельмашу». Российское предприятие пыталось через суд обязать гомельский холдинг продать 2% акций ЗАО СП «Брянсксельмаш» за 602 тыс. российских рублей. В случае удовлетворения этого иска Леонид Гранкин и его партнёры получили бы контрольный пакет брянского производителя комбайнов и вопрос с локализацией производства можно было бы уже решать на других условиях. Но первый наскок через суд не удался — в конце сентября арбитражный суд оставил заявление без рассмотрения (причём по просьбе истца — возможно, это было связано с лоббистскими усилиями губернатора, чтобы не портить г-ну Богомазу профит).
Теперь, на фоне финансовых проблем и умирания «Гомсельмаша» вполне возможен второй поход за контрольным пакетом. © ГородБРЯНСК.Ru, 2019