Клиенты «Яндекс.Деньги», QIWI, WebMoney, PayPal и VK Pay смогут пополнять кошельки только после идентификации личности. Власти таким образом борются с финансированием наркотиков и терроризма, но компании заявляют о рисках для отрасли, сообщает РБК.
Обладатели анонимных электронных кошельков «Яндекс.Деньги», «QIWI Кошелек», WebMoney, PayPal, VK Pay и других аналогичных систем не смогут пополнять их наличными через платежные терминалы и офисы операторов сотовой связи — для этого нужно будет использовать банковский счет. Соответствующие положения содержатся в поправках в закон о национальной платежной системе, которые 26 июля одобрил Совет Федерации. Документ, который еще должен подписать президент Владимир Путин, вступит в силу после официального опубликования.
Согласно поправкам неидентифицированные клиенты смогут «предоставлять денежные средства оператору электронных денежных средств только с использованием банковского счета». Раньше такого требования в законе не содержалось, что позволяло физлицам пополнять кошельки наличными без предоставления документов.
«Эти поправки внесены по просьбе службы финансового мониторинга (Росфинмониторинг. — РБК), так как эти кошельки могут использоваться для финансирования распространения наркотиков, терроризма и т.д. Теперь пользователи анонимных кошельков смогут их пополнять только с помощью банковского счета, благодаря чему будет известен источник денежных средств», — заявил глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков.
По данным Ассоциации участников рынка электронных денег и денежных переводов, ежегодно через электронные кошельки совершается более 2 млрд операций на сумму более 1,7 трлн руб. Пользователями именно анонимных электронных кошельков являются около 10 млн человек, рассказал председатель ассоциации Виктор Достов.
У «Яндекс.Деньги» каждый день открывается около 15 тыс. новых кошельков, при этом доля анонимных платежей составляет всего около 10%, сообщил представитель компании. Зависимость WebMoney от приема наличных невелика, так как система в основном используется для ведения бизнеса в Сети; подавляющее большинство пользователей в экосистеме QIWI также являются идентифицированными, рассказали представители компаний.
Анонимные кошельки пополняют наличными в основном те пользователи, которые не имеют банковского счета или являются клиентами небольших банков с плохим онлайн-интерфейсом. Сами кошельки используются в качестве удобного платежного средства для оплаты покупок в интернет-магазинах. Запрет затронет подростков и граждан, не имеющих паспорта или банковского счета, отмечают эксперты.
Влияние запрета на анонимное пополнение электронных кошельков на бизнес одного из крупнейших игроков на этом рынке Qiwi будет незначительным, отмечает РИА «Новости» со ссылкой на пресс-службу компании.
«Если смотреть с точки зрения оборота, подавляющее большинство пользователей в нашей экосистеме являются идентифицированными. К тому же, закон вступит в силу через год — к этому времени можно исключить даже незначительное негативное влияние», — заявили в Qiwi.
Вместе с тем, как подчеркнули в компании, цель этих поправок неясна: анонимный кошелек — самый лёгкий способ для людей, привыкших к наличным, чтобы попробовать банковские услуги.
«Кроме того, на рынке существует масса бизнес-моделей, для который пополнение анонимного электронного средства платежа наличными — единственный приемлемый способ работы с клиентами, например, транспортные и подарочные карты», — отмечают в Qiwi.
Анонимные электронные кошельки и так имели ограниченный функционал, считают в компании: они жёстко лимитированы по суммам, их баланс не может превышать 15 тысяч рублей, а общая сумма операций в месяц — не более 40 тысяч рублей. Также действует лимит на типы платежей, которые можно совершать с анонимных кошельков: это только оплата в пользу российских юридических лиц. Кроме того, с прошлого года с анонимных кошельков запретили снимать наличные.
«В любом случае использование анонимного кошелька для государства гораздо более прозрачно, чем использование наличных, поэтому запрет на внесение наличных, по нашему мнению — это шаг назад, к операциям в серой зоне», — заключили в компании.