Центр экономических и политических реформ ранжировал регионы по уровню протестных настроений. Брянская область вошла в 13 регионов со средним уровнем протестной активности, пишет «Русская планета».
Центр экономических и политических реформ (ЦЭПР) провел исследование социально-экономической ситуации в регионах с точки зрения проблем с выплатами заработной платы, приостановки работы предприятий, а также изучил протестную активность населения страны в период с июня 2015 года по конец января 2016 года. Результаты анализа ситуации в регионах показали, что в связи со сложной экономической ситуацией в стране именно трудовой протест стал наиболее распространенной формой протестной активности. Во многих организациях по всей стране происходят сокращения работников, предприятия приостанавливают свою работу или вовсе закрываются, заработную плату задерживают. Особенно острая ситуация с высоким уровнем протестной активности сложилась в пяти субъектах федерации.
Этими регионами стали Свердловская, Челябинская, Самарская, Кировская область, а также Пермский край. Еще в 13 регионах наблюдается средний уровень протестной активности: в Забайкальском и Приморском крае, Астраханской, Волгоградской, Брянской, Ивановской, Ленинградской, Оренбургской, Саратовской, Омской и Амурской областях, Республике Хакасия и Марий Эл.
Руководитель Центра экономических и политических реформ (ЦЭПР) Николай Миронов рассказал РП, что сегодняшний кризис ведет к проблемам в бюджетной сфере. А поскольку она является определяющей для многих регионов России, то к концу года следует ждать ухудшения ситуации — регионов с острой протестной активностью в стране станет больше, чем пять.
«Сложная ситуация сегодня наблюдается с промышленными регионами. Предприятия, многие из которых в последнее время жили на резервах, уже исчерпали их, а новых заказов нет. Также тенденция к этому подтверждается и анонсируемыми сокращениями. По данным Роструда, 25 тысяч организаций заявили о предполагаемых сокращениях сотрудников к концу года. При этом заняты работой на них порядка 7,9 миллиона человек. Конечно, всех не уволят, но это очень серьезная цифра. Обычно такие ситуации решаются путем субсидирования из бюджета, однако, если учесть, что нынешний бюджет писался из расчета в 50$ за баррель, а сейчас мы видим, что цена не дотягивает и до 40$ за баррель, то становится очевидным, что помощь из бюджета вряд ли поступит», — констатировал Миронов.
Можно с уверенностью сказать, что на предстоящих выборах в Госдуму, которые должны состояться буквально через полгода, политические партии будут активно использовать протестные настроения для работы с избирателями. Эксперты считают, что основные дивиденды на этом получит партия КПРФ. Однако при умелой политтехнологической работе воспользоваться протестными настроениями в своих целях смогут и одномандатники от «Единой России».
Несмотря на то что уже сейчас на митингах рабочих звучат определенные политические требования, в целом «абстрактный» политический протест непопулярен, людей мобилизуют за редким исключением конкретные проблемы, напрямую затрагивающие их экономические интересы. Российским властям, как региональным, так и федеральным, даже понимая, что они не смогут резко изменить ситуацию, необходимо как минимум идти на открытый диалог с протестующими и объяснять им причины сегодняшней ситуации без лишнего сочинительства. Только в случае игнорирования протестующих и их требований, закрыв глава на очевидную действительность, власти рискуют переключить трудовые массы на активные политические требования.
Если вспомнить последние советские годы, то на митинге 23 февраля 1990 года на Кургане Бессмертия — самом многолюдном добровольном протестном митинге в новейшей брянской истории — лозунг ликвидации парткомов на предприятиях казался его участникам запредельной смелостью и крамолой против власти. Поэтому его практически не заметили. Но уже через несколько месяцев начался процесс выхода республик из СССР и демонтаж вообще всей системы. В следующем году не стало ни СССР, ни КПСС.