Областная прокуратура проводит проверку действий сотрудников брянского ГУ МЧС, которые молчали о торфяных пожарах до тех пор, пока дым от них не достиг Москвы и московский эмиссар «внезапно» не обнаружил их при инспекционном облёте региона, сообщает корреспондент REGTime.
«В связи с возникновением на территории области очагов природных пожаров, прокуратурой проводится проверка соблюдения требований законодательства в сфере пожарной безопасности, в том числе вопросов своевременности принятия мер по обнаружению, локализации и ликвидации пожаров», — говорится в сообщении, которое появилось утром на официальном сайте прокуратуры Брянской области.
Ситуация с торфяными пожарами в Брянской области на протяжении всего сентября была «странной». Даже в областном центре чувствовался запах гари, но в ежедневных сводках пресс-службе ГУ МЧС с завидной регулярностью сообщалось о пожарах в банях, сараях, нежилых домах и прочих важных объектах, которые менялись, но строка «лесных пожаров на территории региона не зарегистрировано» повторялась ежедневно.
Несколько дней назад активисты Greenpeace выехали в Брянскую область и зафиксировали, что горят тысячи гектаров осушенных торфяников. Они поговорили с местными жителями, которые живут в условиях задымления. Те говорили, что им трудно дышать, а когда дым идет в сторону деревни, то смог такой, что друг друга не видно. Они жаловались, что звонили в МЧС, но там никак не помогали. По словам местных жителей, они сообщали о пожарах в МЧС ещё в сентябре, но это ни к чему не привело.
Всё чудесным образом изменилось в минувший уик-энд, когда дым от горящих торфяников в Гордеевском и Новозыбковском районах достиг Москвы и создал неудобства простым москвичам и МЧСовскому начальству. В воскресенье, 12 октября заместитель начальника Центрального регионального центра МЧС России Андрей Лутошкин в ходе инспекционного облёта региона с ходу обнаружил полтора десятка пожаров. Журналистам на аэродроме по прилёту инспекции, было установлено, что в труднодоступных для мониторинга местах в Почепском, Стародубском, Клинцовском, Суражском, Гордеевском, Унечском, Мглинском и Новозыбковском районах действует 14 очагов возгораний — из них 8 загораний сухой травы, 2 загорания лесной подстилки и 3 сельхозпала и 1 загорание торфяной подстилки. Тем не менее, в Брянской области «на всякий случай» объявлен особый противопожарный режим и временное ограничение посещения лесов — указом врио губернатора Брянской области № 314 от 10.10.2014 г. «в связи с высокой вероятностью возникновения чрезвычайных ситуаций на территории области, вызванных опасным метеорологическим явлением – аномально сухой погодой, повышением класса пожарной опасности в лесах». Потом вдруг пожары за два дня превратились в такое бедствие, что в области 14 октября был объявлен режим чрезвычайной ситуации, «1 загорание торфяной подстилки» в шести районах области тушат брянские МЧСовцы во главе со своим начальником Юрием Котелевцем, который сейчас сидит безвылазно в горящих лесах, группировка Тульского спасательного центра, а также сводный отряд МЧС России из Орловской, Курской, Калужской и Смоленской областей.
Для ликвидации «одного загорания торфяной подстилки» в Гордеевском районе авиацией МЧС России только за среду, 15 октября было сброшено более 12 тонн воды. Работы по ликвидации пожаров ведутся круглосуточно, в ночное время тушение производится с использованием осветительных приборов и осветительной мачты. Ситуация, естественно, находится под контролем. Между тем, площадь «одного загорания торфяной подстилки» официально не разглашается. Данные космического мониторинга и наземные обследования сотрудниками Greenpeace (в данном случае приходится им верить) подтверждают площади горения торфа около 2000 га, тогда как официально признаются только 20 гектаров. Известны минимум пять крупных пожаров. Кроме того, продолжаются массовые поджоги травы, которые могут приводить к новым торфяным пожарам.
Всего на тушение пожаров привлечено 368 человек и 90 единиц техники, в том числе от МЧС России 295 человек и 61 единица техники. На территории Брянской области преобладает 3 класс пожарной опасности, за исключением 6 районов (Красногорского, Гордеевского, Злынковского, Клинцовского, Климовского и Новозыбковского), где установился 4 класс.
«Надеемся, что проверка будет тщательной и объективной и руководство области, и руководство ГУ МЧС по Брянской области понесут заслуженное наказание за сокрытие информации о пожарах в зоне радиационного загрязнения и непринятие своевременных мер по тушению. Все действующие сейчас крупные торфяные пожары возникли вне земель лесного фонда, фактически на бесхозных и беспризорных землях (бывших землях сельхозназначения, сейчас брошенных и никому не нужных в связи с сильной радиоактивной загрязненностью). В таких случаях за тушение отвечают органы власти региона, а по заключенным соглашениям с МЧС, чрезвычайное ведомство должно организовывать тушение», — говорит руководитель противопожарной программы Greenpeace России Григорий Куксин.