Проект «Банк данных заработных плат HeadHunter» представляет результаты второй волны исследования о планах российских компаний по оптимизации затрат на персонал. На этот раз аналитикам проекта удалось сравнить планы компаний в начале года с реальными шагами к середине весны.
Результаты исследования основаны на онлайн-опросе участников проекта «Банк данных заработных плат HeadHunter». Во второй волне приняла участие 481 компания (опрос проходил с 23 по 31 марта 2015 года), а в первой – 719 (опрос проходил с 20 по 27 января 2015 года).
Ситуация в целом по рынку
Российскому бизнесу в первом квартале 2015 года пришлось действовать более решительно, чем планировалось в январе. Так, если в начале года 47% компаний не планировали никаких изменений по зарплате, то к середине весны изменения не произошли только у 40%. Если в начале года каждая пятая компания планировала увеличение заработных плат у всех сотрудников, то в реальности это произошло только у 16%. Вместе с тем, значительно большему числу компаний пришлось пересмотреть свои планы на точечную оптимизацию окладов: планировали 21% компаний, а пришлось пойти на это 29%.
Сильнее всего компаниям пришлось менять свои планы относительно урезания окладов у сотрудников, связанных с производством продукции. В планах это было у 38%, а в реальности урезали 55% организаций. На втором месте по вынужденной оптимизации отдел продаж: в этом направлении урезание расходов на оклады планировали 47%, а пришлось пойти в итоге 62%. Чаще же всего сокращались расходы у рядовых сотрудников обслуживающих подразделений: в 74% компаний (среди тех, у кого сокращения окладов в принципе происходили) имела место такая оптимизация.
Что касается размера сокращения зарплат, то и тут бизнесу пришлось действовать более радикально. Так, значительно больше оказалось компаний, которые урезали оклады на 20-30%: в планах это было у 13%, а по факту произошло в 17% организаций. Более чем на треть пришлось урезать зарплаты 14% компаний.
Наиболее пострадавшие
В первую очередь, тяжелее всего приходится сферe медиа и маркетинговых коммуникаций. Если планировали сокращение окладов только 8% компаний из этой сферы, то в реальности пришлось пойти на этот шаг 23% организаций. Еще 8% сделали точечные сокращения. Ни одна организация не заявила, что повысила заработные платы сотрудникам.
На втором месте по тяжести положения – банковская сфера. Если в начале года 75% банков заявили, что никаких изменений у них не произойдет, то в реальности так было только у 42%. Остальным пришлось, точечно оптимизировать оклады: о таких планах зимой заявляли 8%, а в реальности прибегли к ним 38%! Кроме того, вдвое больше оказалось организаций, которые сокращали заработные платы всем сотрудникам сразу (8% против 4%).
На третьем месте по серьезности положения – логистическая сфера. Планировали точечную оптимизацию заработных плат 16%, а пришлось пойти на это 37%. Сокращений по всем подразделениям компании этой сферы не планировали вовсе, но в итоге на этот шаг пришлось пойти 5%. Наконец, вдвое меньше стало компаний, которые провели увеличения окладов (11% и 5%).
Непростая ситуация наблюдается в сфере строительства. Если в начале года сокращения окладов у всех сотрудников планировали только 3%, то к середине весны на такой шаг пришлось пойти 9% опрошенных компаний.
Кому жить хорошо
Сравнительно хорошо идут у компаний из сферы IT. 27% организаций сферы высоких технологий планировали повысить зарплату всем сотрудникам, а в итоге повысили 31% компаний.
Позитивно чувствует себя сфера телекоммуникаций. Если в начале года сокращения окладов планировали 10% компаний, то в реальности к весне все от этих планов отказались, хотя пока и оставив это решение под вопросом.
В сфере HoReCa планировавшиеся всеобщие сокращения заработных плат сотрудников (планы были у каждой пятой компании) к весне трансформировались в точечную оптимизацию по отдельным должностям: сокращения всем сотрудникам сделали только 9% компаний.
В «Банке данных заработных плат HeadHunter» компании указывают свои реальные заработные платы и планы по их изменению. Это отличает его данные от тех, которые построены на основе предлагаемых зарплат из вакансий.