Против брянского «одноквадратного фермера» возбуждается уголовное дело по редкой статье

Прокуратура требует возбудить против экс-юриста нефтепровода «Дружба» Александра Каструбы, уже вошедшего в историю с покупкой для «занятия сельским хозяйством» участок площадью в 1 (один) квадратный метр, уголовное дело по крайне редкой статье — ст.179 УК РФ. В открытых данных по Брянской области случаев дел по этой статье, как минимум, в последние 10 лет, не отмечалось, сообщает корреспондент REGTime.

Прокуратура Брянской области направила в следственные органы материалы для решения вопроса об уголовном преследовании экс-юриста нефтепровода «Дружба» (точнее, компании «Транснефть-Дружба») Александра Каструбы. Прокуратура усмотрела в его действиях признаки принуждения к совершению сделки (ч.1 ст.179 УК РФ). Это чрезвычайно редкая в правоприменении статья — во всяком случае, в открытых данных по Брянской области дел по этой статье в последние 10 лет не отмечалось.

Александр Каструба ровно один год (с 2014-го по 2015-й) работал на предприятии «Транснефть-Дружба» в должности специалиста, который занимался имущественными делами. Он сумел собрать информацию о расположении объектов БТС-2 — нефтепровод «Вторая Балтийская трубопроводная система» (БТС-2), которым управляет «Дружба», проходит по территории Клетнянского, Унечского, Мглинского, Суражского и Злынковского районов. И, еще работая на предприятии, через подставных лиц, посредников, г-н Каструба занялся скупкой земель, на которых находятся эти объекты. В результате он стал владельцем 27 мелких участков и требует от своего бывшего работодателя заключения с ним арендного соглашения на сумму 18 млн. рублей в год.

После того, как его требования были признаны запредельными и отвергнуты, Александр Каструба начал массово рассылать жалобы в федеральные и региональные органы власти, правоохранительные органы. В жалобах он, в частности, пишет: «АО «Транснефть-Дружба» уничтожает моё имущество (многолетние травы) и не даёт мне заниматься сельским хозяйством в границах принадлежащих мне земельных участков» (площадь одного из «сельхозучастков» уникально рекордна — 1 кв.метр). А в письмах, адресованных работникам предприятия, Каструба пишет: «В случае заключения договора, все направленные ранее жалобы и обращения будут мною отозваны».

Активность «одноквадратного фермера» не осталась незамеченной прокуратурой. Прокуроры Клетнянского, Мглинского, Суражского и Унечского районов Брянской области «залпом» направили исковые заявления в суд. Они требуют признать незаконными действия брянского филиала Росреестра по постановке на кадастровый учет земельных участков, принадлежащих Каструбе. Еще более «тяжелая артиллерия» — областная прокуратура — провела проверку и материалы этой проверки передала в Следственный комитет для «решения вопроса об уголовном преследовании гражданина Каструбы» по ч.1 ст.179 УК РФ.

Статья 179 крайне редко применяется российским правосудием. Дело в том, что принуждение к совершению сделок имущественного характера охватываются понятием вымогательство — и специалисты по принуждению к сделкам при помощи холодного и огнестрельного оружия, как правило, идут именно по ст.163 УК РФ (вымогательство). Поскольку в случае с Каструбой в качестве инструмента принуждения к сделке выступал компьютер, а не биты и утюг, то первый в стране «одноквадратный фермер» может стать и первым фигурантом уголовного дела о принуждении к сделке с помощью компьютера. Хотя не исключён и вариант с возвращением к старой доброй ст.163 — к сделкам, предусмотренным ст.179 УК РФ, по смыслу закона относятся сделки нематериального характера, то есть, не связаны с требованиями совершить действия имущественного характера (сделки по выполнению работ и оказанию услуг). А в данном случае требования г-на Каструбы вполне материальны — 18 млн. рублей в год.